Потомственная мастерица Ольга Дериглазова создала игрушку «Кошка» в 1990-е годы. Она вылепила очень простую фигурку: у кошечки нет узнаваемых ушек или усов; зверек стоит на двух ногах, опираясь на хвост-свисток.
В лапках животное держит добычу. Такое решение не редкость для кожлянской игрушки: многим фигуркам мастерицы делали «ручки» и вкладывали в них разнообразные предметы (гармонь, балалайку, дудочку, яблоко, пирожок, рыбку, цветок, кувшин и другие).
Еще в старину кожлянские игрушки пользовались большим спросом. Торговцы развозили их далеко за пределы Курской земли — даже в Турцию и Персию. Исследователь Татьяна Скобликова писала, что к началу ХХ столетия в селе Кожля 150 дворов лепили свистульки. Промыслом занимались матери и дочери. Для девочек даже существовала определенная норма — 25 свистулек в день. Чем больше в семье было девочек, тем больше игрушек двор поставлял на продажу. Ольга Дериглазова рассказывала, что у ее родителей было пять дочерей и за год они вместе делали до 15-20 тысяч маленьких фигурок и до 300 больших.
В 1930-е годы, во время коллективизации, промысел чуть было не угас: советская власть запретила селянам брать глину из привычного карьера в местечке Глинище, расположенном неподалеку от Кожли. Мастерицам объявили, что сырье принадлежит колхозу. На изготовление самой игрушки тоже наложили запрет: его посчитали занятием, которое идет вразрез с идеологией коллективного труда. Позже на долю села выпали война, голод, нужда и немецкая оккупация. Мастериц со временем становилось все меньше, и только игрушка помогла им выжить: тайком от властей они лепили фигурки на продажу. Сначала брали глину непосредственно в Кожле, а позже вернулись к привычному карьеру.
Игрушка возродилась к началу 1980-х годов благодаря московскому искусствоведу Александру Фрумкину. Он изучал образцы народных промыслов и беседовал со многими старожилами Кожли. Так он открыл трех мастериц: Ольгу Дериглазову, Ульяну Ковкину и Валентину Ковкину. Сегодня благодаря им кожлянские фигурки можно увидеть в Музее декоративно-прикладного искусства Москвы, в Русском музее Петербурга, в музеях и галереях Омска, Тулы, Курска. Игрушки также регулярно появляются на областных и международных выставках.
В лапках животное держит добычу. Такое решение не редкость для кожлянской игрушки: многим фигуркам мастерицы делали «ручки» и вкладывали в них разнообразные предметы (гармонь, балалайку, дудочку, яблоко, пирожок, рыбку, цветок, кувшин и другие).
Еще в старину кожлянские игрушки пользовались большим спросом. Торговцы развозили их далеко за пределы Курской земли — даже в Турцию и Персию. Исследователь Татьяна Скобликова писала, что к началу ХХ столетия в селе Кожля 150 дворов лепили свистульки. Промыслом занимались матери и дочери. Для девочек даже существовала определенная норма — 25 свистулек в день. Чем больше в семье было девочек, тем больше игрушек двор поставлял на продажу. Ольга Дериглазова рассказывала, что у ее родителей было пять дочерей и за год они вместе делали до 15-20 тысяч маленьких фигурок и до 300 больших.
В 1930-е годы, во время коллективизации, промысел чуть было не угас: советская власть запретила селянам брать глину из привычного карьера в местечке Глинище, расположенном неподалеку от Кожли. Мастерицам объявили, что сырье принадлежит колхозу. На изготовление самой игрушки тоже наложили запрет: его посчитали занятием, которое идет вразрез с идеологией коллективного труда. Позже на долю села выпали война, голод, нужда и немецкая оккупация. Мастериц со временем становилось все меньше, и только игрушка помогла им выжить: тайком от властей они лепили фигурки на продажу. Сначала брали глину непосредственно в Кожле, а позже вернулись к привычному карьеру.
Игрушка возродилась к началу 1980-х годов благодаря московскому искусствоведу Александру Фрумкину. Он изучал образцы народных промыслов и беседовал со многими старожилами Кожли. Так он открыл трех мастериц: Ольгу Дериглазову, Ульяну Ковкину и Валентину Ковкину. Сегодня благодаря им кожлянские фигурки можно увидеть в Музее декоративно-прикладного искусства Москвы, в Русском музее Петербурга, в музеях и галереях Омска, Тулы, Курска. Игрушки также регулярно появляются на областных и международных выставках.