Автор игрушки-петушка — мастерица Ольга Дериглазова. Она родилась в 1912 году в селе Кожля и стала одной из трех художниц, которые сохранили кожлянскую традицию от угасания. Вместе с ней промысел возродили Ульяна Ковкина и Валентина Ковкина.
По фамилиям этих мастериц даже выделяют особые стили. Исследователь Татьяна Скобликова рассказывала, что сегодня кожлянская игрушка сохраняется и изучается в двух видах: «дериглазовском» и «ковкинском». Первый считается более архаичным, а второй — лаконичным. У Ольги Дериглазовой верхняя линия формы в игрушках-животных несколько порывиста. При этом ее образы смешливы, эмоциональны и даже фантастичны. Ее сестра Ульяна Ковкина работала в такой же манере.
А вот у Валентины Ковкиной все линии были четкими и доведенными до полного завершения. Ее образы выражены конкретно, в них не нужно ничего домысливать.
При этом в обоих стилях есть общая основа. Например, игрушки «звериного» типа лепились мастерицами в одинаковой последовательности. Сначала скатывался шарик, который затем расплющивали в блинчик. Следом его заворачивали в заготовку для туловища игрушки — так называемый «вареник» или «пирожок». После мастерицы замазывали шов и формировали свистковую часть. Затем долепляли голову, ножки, уши и другие детали с помощью дополнительных комочков.
Исследователи рассказывали также о важнейшем инструменте игрушечниц — «шпичке». Шпичка — палочка для протыкания свистков. Ее изготавливали из кустарника бересклета, древесина которого отличается особой прочностью и упругостью. Мастерицы заготавливали толстые и ровные стебли, обязательно без сучков. Их нарезали на палки-заготовки и сушили: «Сухой бересклет раскалывали на щепочки, чистили, стругали ножом, придавая им слегка изогнутую форму: с одного конца круглую и острую, с другого — плоскую, в виде лопаточки. Затем палочки опускали в кипящую воду для размягчения древесины, а потом уже зачищали их поверхность стеклом до идеальной гладкости». Один конец шпички оставляли плоским и тонким — для прокалывания двух основных свистковых отверстий. Другой делали заостренным и круглым — им создавали боковые дырочки, а также глаза, рты или носы. Плоские концы палочек смолили на пламени спички: так они не заламывались. У мастериц всегда хранился целый набор шпичек различной ширины и длины для разных игрушек.
По фамилиям этих мастериц даже выделяют особые стили. Исследователь Татьяна Скобликова рассказывала, что сегодня кожлянская игрушка сохраняется и изучается в двух видах: «дериглазовском» и «ковкинском». Первый считается более архаичным, а второй — лаконичным. У Ольги Дериглазовой верхняя линия формы в игрушках-животных несколько порывиста. При этом ее образы смешливы, эмоциональны и даже фантастичны. Ее сестра Ульяна Ковкина работала в такой же манере.
А вот у Валентины Ковкиной все линии были четкими и доведенными до полного завершения. Ее образы выражены конкретно, в них не нужно ничего домысливать.
При этом в обоих стилях есть общая основа. Например, игрушки «звериного» типа лепились мастерицами в одинаковой последовательности. Сначала скатывался шарик, который затем расплющивали в блинчик. Следом его заворачивали в заготовку для туловища игрушки — так называемый «вареник» или «пирожок». После мастерицы замазывали шов и формировали свистковую часть. Затем долепляли голову, ножки, уши и другие детали с помощью дополнительных комочков.
Исследователи рассказывали также о важнейшем инструменте игрушечниц — «шпичке». Шпичка — палочка для протыкания свистков. Ее изготавливали из кустарника бересклета, древесина которого отличается особой прочностью и упругостью. Мастерицы заготавливали толстые и ровные стебли, обязательно без сучков. Их нарезали на палки-заготовки и сушили: «Сухой бересклет раскалывали на щепочки, чистили, стругали ножом, придавая им слегка изогнутую форму: с одного конца круглую и острую, с другого — плоскую, в виде лопаточки. Затем палочки опускали в кипящую воду для размягчения древесины, а потом уже зачищали их поверхность стеклом до идеальной гладкости». Один конец шпички оставляли плоским и тонким — для прокалывания двух основных свистковых отверстий. Другой делали заостренным и круглым — им создавали боковые дырочки, а также глаза, рты или носы. Плоские концы палочек смолили на пламени спички: так они не заламывались. У мастериц всегда хранился целый набор шпичек различной ширины и длины для разных игрушек.