Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кладезь истории»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Петух. Кожлянская

Время создания
1990-е годы
Место создания
Кожля, Курчатовский район, Курская область
Размер
10x3x6 см
Техника
глина, лепка, роспись
1
Открыть в приложении
#1
Ольга Дериглазова
Петух. Кожлянская
#4
Автор игрушки-петушка — мастерица Ольга Дериглазова. Она родилась в 1912 году в селе Кожля и стала одной из трех художниц, которые сохранили кожлянскую традицию от угасания. Вместе с ней промысел возродили Ульяна Ковкина и Валентина Ковкина.

По фамилиям этих мастериц даже выделяют особые стили. Исследователь Татьяна Скобликова рассказывала, что сегодня кожлянская игрушка сохраняется и изучается в двух видах: «дериглазовском» и «ковкинском». Первый считается более архаичным, а второй — лаконичным. У Ольги Дериглазовой верхняя линия формы в игрушках-животных несколько порывиста. При этом ее образы смешливы, эмоциональны и даже фантастичны. Ее сестра Ульяна Ковкина работала в такой же манере.

А вот у Валентины Ковкиной все линии были четкими и доведенными до полного завершения. Ее образы выражены конкретно, в них не нужно ничего домысливать.

При этом в обоих стилях есть общая основа. Например, игрушки «звериного» типа лепились мастерицами в одинаковой последовательности. Сначала скатывался шарик, который затем расплющивали в блинчик. Следом его заворачивали в заготовку для туловища игрушки — так называемый «вареник» или «пирожок». После мастерицы замазывали шов и формировали свистковую часть. Затем долепляли голову, ножки, уши и другие детали с помощью дополнительных комочков.

Исследователи рассказывали также о важнейшем инструменте игрушечниц — «шпичке». Шпичка — палочка для протыкания свистков. Ее изготавливали из кустарника бересклета, древесина которого отличается особой прочностью и упругостью. Мастерицы заготавливали толстые и ровные стебли, обязательно без сучков. Их нарезали на палки-заготовки и сушили: «Сухой бересклет раскалывали на щепочки, чистили, стругали ножом, придавая им слегка изогнутую форму: с одного конца круглую и острую, с другого — плоскую, в виде лопаточки. Затем палочки опускали в кипящую воду для размягчения древесины, а потом уже зачищали их поверхность стеклом до идеальной гладкости». Один конец шпички оставляли плоским и тонким — для прокалывания двух основных свистковых отверстий. Другой делали заостренным и круглым — им создавали боковые дырочки, а также глаза, рты или носы. Плоские концы палочек смолили на пламени спички: так они не заламывались. У мастериц всегда хранился целый набор шпичек различной ширины и длины для разных игрушек.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Петух. Кожлянская

Время создания
1990-е годы
Место создания
Кожля, Курчатовский район, Курская область
Размер
10x3x6 см
Техника
глина, лепка, роспись
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%