Кожлянская глиняная игрушка зародилась в селе Кожля Курской области. Точную дату основания села сложно назвать, но уже в 1785 году оно было отмечено в документах как населенный пункт с двумя названиями: слобода Николаевская и «Козля тожъ». В архивах также записано, что в конце XVIII века эту землю купил помещик Денисьев — он перевез сюда своих крепостных из Полтавской губернии Украины. Есть версия, что украинские переселенцы дали селу второе название. Исследователь Татьяна Скобликова писала, что «Козля» в переводе с украинского означает «коза», а в то время коз было много в этой местности. Позже буква «з» поменялась на «ж», и так и закрепилась.
Некоторые источники указывают, что датой основания села как раз можно считать покупку земли Денисьевым. Но Татьяна Скобликова считала, что Кожля, скорее всего, была заселена и ранее.
Русских и украинцев в селе было поровну, поэтому в селе сложился особый разговорный язык — он соединил русскую и украинскую речь. Луговую землянику тут называли «полуныца», а место, где в Кожле залегает глина — «глынище». Мастерицы кожлянской игрушки в процессе работы тоже пользовались необычными выражениями: «расплесковать» означало «расплющивать», слово «сплюсывать» — сдавить. Ком глины они называли «грудкой».
Ольга Дериглазова — потомственная мастерица, коренная уроженка Кожли. Она создала эту игрушку-всадника в традициях промысла.
Кожлянские всадники, как правило, свистульки. Камера для свистка располагается в туловище коня. Его вылепливают по определенной технологии: из глиняного шарика расплющивается лепешка, затем мастерица вытягивает «чашечку» и соединяет ее края, оставляя полость внутри. Из этой основы формируется свистулька с загубником — той частью, в которую нужно дуть, чтобы извлечь звук. В Кожле эту деталь называли «жупка». Дальше мастерицы добавляли к основе остальные части из дополнительных комков глины.
Шею коня Ольга Дериглазова обычно делала своим способом: она вытягивала ее вверх и затем загибала, чтобы получилась мордочка. Гриву мастерица продавливала пальцами, а ушки формировала из еще двух маленьких комочков. Ездока она лепила отдельно, большим пальцем выглаживая шею и талию по их контуру. Лица своим всадникам мастерица создавала, слегка придавливая глину. Нос делала тонкой «колбаской». Затем острым концом палочки намечала глаза, а плоским концом инструмента — рот.
Еще в глубокой древности глиняные игрушки лепили и расписывали строго по правилам. Их создавали не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Считалось, что они оберегали семьи от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, уберечь от несчастья. Игрушки дарили друг другу на праздники, ими наполняли свой дом.
Некоторые источники указывают, что датой основания села как раз можно считать покупку земли Денисьевым. Но Татьяна Скобликова считала, что Кожля, скорее всего, была заселена и ранее.
Русских и украинцев в селе было поровну, поэтому в селе сложился особый разговорный язык — он соединил русскую и украинскую речь. Луговую землянику тут называли «полуныца», а место, где в Кожле залегает глина — «глынище». Мастерицы кожлянской игрушки в процессе работы тоже пользовались необычными выражениями: «расплесковать» означало «расплющивать», слово «сплюсывать» — сдавить. Ком глины они называли «грудкой».
Ольга Дериглазова — потомственная мастерица, коренная уроженка Кожли. Она создала эту игрушку-всадника в традициях промысла.
Кожлянские всадники, как правило, свистульки. Камера для свистка располагается в туловище коня. Его вылепливают по определенной технологии: из глиняного шарика расплющивается лепешка, затем мастерица вытягивает «чашечку» и соединяет ее края, оставляя полость внутри. Из этой основы формируется свистулька с загубником — той частью, в которую нужно дуть, чтобы извлечь звук. В Кожле эту деталь называли «жупка». Дальше мастерицы добавляли к основе остальные части из дополнительных комков глины.
Шею коня Ольга Дериглазова обычно делала своим способом: она вытягивала ее вверх и затем загибала, чтобы получилась мордочка. Гриву мастерица продавливала пальцами, а ушки формировала из еще двух маленьких комочков. Ездока она лепила отдельно, большим пальцем выглаживая шею и талию по их контуру. Лица своим всадникам мастерица создавала, слегка придавливая глину. Нос делала тонкой «колбаской». Затем острым концом палочки намечала глаза, а плоским концом инструмента — рот.
Еще в глубокой древности глиняные игрушки лепили и расписывали строго по правилам. Их создавали не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Считалось, что они оберегали семьи от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, уберечь от несчастья. Игрушки дарили друг другу на праздники, ими наполняли свой дом.