#1
Родченко А.М.
Конструкция
#7
#2
Александр Родченко был одним из родоначальников дизайна, классиком конструктивизма, автором сотен плакатов, коллажей и агиток, которые сегодня воспринимаются как прообраз современной рекламы. Кроме того, он вошел в историю искусства как фотограф-новатор, художник и иллюстратор.
#4
Родченко А. Плакат. 1925 год. Источник: Раменский историко-художественный музей
#3
В 1914 году художник познакомился с футуристами Владимиром Маяковским, Давидом Бурлюком и Василием Каменским и вскоре вслед за своей женой-художницей, Варварой Степановой, перебрался из Петербурга в Москву. Так начались его творческие поиски в области беспредметной живописи. Поначалу его наставником был один из лидеров авангарда Владимир Татлин — от него художник перенял интерес к конструкции, а также, как он сам признавался, «отношение к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни».
С 1915 года Родченко экспериментировал с геометрической структурой и начал разрабатывать собственную систему абстрактного искусства, не похожую на то, что делал Казимир Малевич и другие художники-авангардисты. В одном из писем к Варваре Степановой художник говорил: «Нашел, что писать, и думаю, что это будет ново и дерзко».
#8
«Необъективная композиция II»
#6
Он стремился освободить живопись от навязанных ей рамок, и «Конструкция» из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств прекрасно иллюстрирует его творческие поиски. Она имеет и второе название — «Необъективная композиция II».
В 1918 году Родченко сделал круг своей основной живописной формой и создал с ним целый цикл работ «Концентрация цвета». «Конструкция» — одна из них. Он экспериментировал с принципом свечения — ободком белого цвета, с помощью которого акцентировал те или иные элементы композиции. Во многом все это делалось в противовес разработкам супрематистов, которых Родченко считал главными соперниками.
В 1918 году Родченко сделал круг своей основной живописной формой и создал с ним целый цикл работ «Концентрация цвета». «Конструкция» — одна из них. Он экспериментировал с принципом свечения — ободком белого цвета, с помощью которого акцентировал те или иные элементы композиции. Во многом все это делалось в противовес разработкам супрематистов, которых Родченко считал главными соперниками.
Малевич определял супрематизм как «творчество самоцельных живописных форм», то есть живопись как таковую — он и его соратники отказались от предмета, сюжета и содержания в пользу чистых форм. Родченко же доминирующим началом картины считал фактуру и каждый элемент, будь то линия или круг, наделял особым смыслом.
Именно «Конструкция» представляла новое советское искусство в Германии в 1922 году и на Венецианской биеннале в 1924-м. Затем она на долгие годы провела в фондах различных музеев, пока не попала в Дагестанский музей. В 1992 году «Конструкцию» пытались украсть, вырезав холст из подрамника, но, к счастью, попытка не удалась. Картину отреставрировали и вернули в постоянную экспозицию.
Именно «Конструкция» представляла новое советское искусство в Германии в 1922 году и на Венецианской биеннале в 1924-м. Затем она на долгие годы провела в фондах различных музеев, пока не попала в Дагестанский музей. В 1992 году «Конструкцию» пытались украсть, вырезав холст из подрамника, но, к счастью, попытка не удалась. Картину отреставрировали и вернули в постоянную экспозицию.
#9
ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Конструкция
Время создания
1918 год
Размер
72x63 см
Техника
Холст, масло
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться