Художник, иллюстратор и фотограф Александр Родченко известен как один из основоположников конструктивизма в СССР. Вместе с Владимиром Маяковским он создал популярные в 1920-х рекламные плакаты и листовки. Идеи Родченко повлияли на современную архитектуру, моду и фотографию. Он придумал комбинезоны и спецодежду для рабочих, одним из первых использовал необычные ракурсы и диагонали в своих снимках.
Персона
Родченко Александр Михайлович
Годы жизни: 1891–1956
#2
#3
«Хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника»
#4
Александр Родченко родился 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. Его отец Михаил Родченко работал бутафором в одном из столичных театров. Мать Евдокия Родченко была прачкой. В 1902 году семья переехала в Казань. Там будущий художник окончил начальное приходское училище.
Родители хотели, чтобы Александр получил серьезную профессию и стал зубным техником. Сам он мечтал научиться рисовать:
Родители хотели, чтобы Александр получил серьезную профессию и стал зубным техником. Сам он мечтал научиться рисовать:
#5
Я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…
#6
В 1911 году Родченко поступил вольнослушателем в Казанскую художественную школу. Занимался он у Николая Фешина. В школе Родченко познакомился со своей будущей женой — художницей и дизайнером Варварой Степановой.
В 1914 году, во время всероссийского турне, в Казань приехали футуристы Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк. Родченко побывал на их вечере и решил, что тоже хочет стать футуристом.
В 1914 году, во время всероссийского турне, в Казань приехали футуристы Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк. Родченко побывал на их вечере и решил, что тоже хочет стать футуристом.
#7
Александр Родченко — художник
#8
В конце 1915 года Александр Родченко вместе с Варварой Степановой переехал в Москву. Вскоре они начали участвовать в выставках авангардистов. Вместе с Владимиром Татлиным и Георгием Якуловым Родченко оформил кафе «Питтореск» в Москве.
В начале 1920-х у Родченко сформировался собственный стиль. Художник описал его в манифестах «Всё — опыты» и «Линия». Он много экспериментировал с цветовыми объемом и формой предметов на полотнах. Под впечатлением от картины Казимира Малевича «Белое на белом» он создал серию работ «Черное на черном».
Кроме живописи Александр Родченко занимался пространственными конструкциями. Художник выпустил три цикла таких работ: «Складывающиеся и разбирающиеся», «Плоскости, отражающие свет» и «По принципу одинаковых форм».
В 1921 году Родченко перешел от живописи к фотографии и «производственному искусству» — иллюстрациям, декорациям и плакатам.
В начале 1920-х у Родченко сформировался собственный стиль. Художник описал его в манифестах «Всё — опыты» и «Линия». Он много экспериментировал с цветовыми объемом и формой предметов на полотнах. Под впечатлением от картины Казимира Малевича «Белое на белом» он создал серию работ «Черное на черном».
Кроме живописи Александр Родченко занимался пространственными конструкциями. Художник выпустил три цикла таких работ: «Складывающиеся и разбирающиеся», «Плоскости, отражающие свет» и «По принципу одинаковых форм».
В 1921 году Родченко перешел от живописи к фотографии и «производственному искусству» — иллюстрациям, декорациям и плакатам.
#9
«Конструктивные работы нехудожественного порядка»
#10
В 1920-е годы Александр Родченко создавал в основном плакаты и рекламные листовки. Художник называл их «конструктивные работы нехудожественного порядка». Он стал одним из основоположников конструктивизма в СССР.
Многие свои плакаты Родченко создал в соавторстве с Владимиром Маяковским: тот писал для них лозунги. Также они вместе оформляли обложки журнала творческого объединения «Левый фронт искусств» («ЛЕФ»).
Александр Родченко использовал приемы фотомонтажа. В этой технике художник создавал не только плакаты, но и иллюстрации для книг и журналов. Он оформил первое издание поэмы Маяковского «Про это».
Родченко много работал со своей женой Варварой Степановой. Вместе они создали панно с рекламными изображениями на доме Моссельпрома в Москве. А еще художники придумали удобную спецодежду для рабочих и спортсменов — комбинезоны.
Многие свои плакаты Родченко создал в соавторстве с Владимиром Маяковским: тот писал для них лозунги. Также они вместе оформляли обложки журнала творческого объединения «Левый фронт искусств» («ЛЕФ»).
Александр Родченко использовал приемы фотомонтажа. В этой технике художник создавал не только плакаты, но и иллюстрации для книг и журналов. Он оформил первое издание поэмы Маяковского «Про это».
Родченко много работал со своей женой Варварой Степановой. Вместе они создали панно с рекламными изображениями на доме Моссельпрома в Москве. А еще художники придумали удобную спецодежду для рабочих и спортсменов — комбинезоны.
#11
«Я хочу делать такие снимки, каких не делали еще никогда»
#12
Фотографией Александр Родченко занимался с 1924 года. Сначала он использовал свои снимки только для плакатов, затем фотографии художника стали популярны сами по себе.
В своих работах Родченко использовал два основных приема: ракурс и диагональ. Почти все фотографии художника сняты сверху вниз и снизу вверх. В 1920-е годы такая композиция снимков стала революционной. Художник писал:
В своих работах Родченко использовал два основных приема: ракурс и диагональ. Почти все фотографии художника сняты сверху вниз и снизу вверх. В 1920-е годы такая композиция снимков стала революционной. Художник писал:
#13
Я хочу делать такие снимки, каких не делали еще никогда… одновременно простые и сложные кадры, которые будут изумлять, потрясать зрителей.
#14
Многие свои фотографии Родченко показал на выставке группы «Октябрь» в Москве, в Доме печати. Не все его работы одобрила критика. Например, современники говорили, что мальчик со снимка «Пионер-трубач» больше похож на «раскормленного буржуа», чем на советского пионера.
Кроме жанровых фото Александр Родченко создавал портреты. Самыми известными его работами стали «Портрет матери», фотографии Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик.
Кроме жанровых фото Александр Родченко создавал портреты. Самыми известными его работами стали «Портрет матери», фотографии Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик.
#15
«И вдруг мы неправы»
#16
В начале 1930-х из-за экспериментов с композицией Александр Родченко стал получать меньше государственных заказов. В советских журналах все чаще критиковали его творчество. В дневнике художник писал: «Как же так, я всей душой за советскую власть, я всеми силами работаю с верой и любовью к ней, и вдруг мы неправы».
В 1933 году Родченко наконец получил от государства крупный заказ — оформить целый номер журнала «СССР на стройке». Художник отправился на строительство Беломорско-Балтийского канала. Там он снимал сдержанно, в духе соцреализма, не отказался полностью от сложных ракурсов и диагоналей, но больше не делал на них акцента.
Эта работа вновь принесла Родченко известность. В середине 1930-х критика называла его «создателем пролетарской эстетики». Родченко снимал физкультурные парады и советские стройки.
Эта работа вновь принесла Родченко известность. В середине 1930-х критика называла его «создателем пролетарской эстетики». Родченко снимал физкультурные парады и советские стройки.
В 1940-х работы Родченко почти нигде не печатали. Он иллюстрировал книги, вместе с Варварой Степановой оформлял альбомы, снимал театральные и цирковые постановки. Он даже отказался от своих авангардных экспериментов и увлекся пикториализмом. Фотографы, которые работали в этом направлении, пытались сделать свои снимки похожими на картины.
В 1951 году Александра Родченко исключили из Союза художников СССР за «отход от соцреализма». Однако через несколько лет Варвара Степанова добилась, чтобы его восстановили в организации. Она даже смогла организовать первую персональную выставку фотографий Родченко. Однако до нее художник не дожил: он умер 3 декабря 1956 года.
В 1951 году Александра Родченко исключили из Союза художников СССР за «отход от соцреализма». Однако через несколько лет Варвара Степанова добилась, чтобы его восстановили в организации. Она даже смогла организовать первую персональную выставку фотографий Родченко. Однако до нее художник не дожил: он умер 3 декабря 1956 года.
#1
читать дальшескрыть