В 1960-е годы многие мордовские художники создавали общественно значимые монументальные полотна, поднимали темы человека и человечности, исторического прошлого и настоящего. В 1970-е годы интонация полотен стала меняться: гражданственный пафос был приглушен философскими размышлениями. На рубеже десятилетий такую аллегорическую картину под названием «Из прошлого. День памяти» написал заслуженный художник Российской Федерации Виктор Андреевич Беднов (1938–2013). Он окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого в 1957 году. В разные годы возглавлял Мордовское отделение Союза художников СССР.
Масштабное полотно высотой более двух метров создавалось в течение четырех лет — с 1967 по 1971 год. Идею для сюжета Виктор Беднов привез из очередной творческой командировки в Теньгушевский район Мордовии. На одном из сельских кладбищ художник увидел необычную картину: над могилами возвышались очень высокие кресты, выше человеческого роста.
Согласно давним местным поверьям, высота крестов соответствовала размеру добрых деяний. Чем больше уважения заслужил человек при жизни, тем более высокий крест ставили на его могиле после смерти. Это был видимый знак доброй памяти, которая оставалась после человека и служила звеном в цепочке поколений.
Впечатления от поездки совпали со стремлением художника к философскому осмыслению жизни. Изображение близко стоящих высоких крестов занимает всю поверхность холста. У их подножия на земле расположилось несколько групп женщин, в основном в национальных белых одеждах. Прямо на могилах они разложили на скатертях поминальную еду, чтобы почтить память усопших родственников. За густым лесом крестов видны звонница и церковь.
Масштабное полотно высотой более двух метров создавалось в течение четырех лет — с 1967 по 1971 год. Идею для сюжета Виктор Беднов привез из очередной творческой командировки в Теньгушевский район Мордовии. На одном из сельских кладбищ художник увидел необычную картину: над могилами возвышались очень высокие кресты, выше человеческого роста.
Согласно давним местным поверьям, высота крестов соответствовала размеру добрых деяний. Чем больше уважения заслужил человек при жизни, тем более высокий крест ставили на его могиле после смерти. Это был видимый знак доброй памяти, которая оставалась после человека и служила звеном в цепочке поколений.
Впечатления от поездки совпали со стремлением художника к философскому осмыслению жизни. Изображение близко стоящих высоких крестов занимает всю поверхность холста. У их подножия на земле расположилось несколько групп женщин, в основном в национальных белых одеждах. Прямо на могилах они разложили на скатертях поминальную еду, чтобы почтить память усопших родственников. За густым лесом крестов видны звонница и церковь.
Законченная работа не сразу нашла свой путь к зрителю: картину не принимали на выставки. Лишь в 1990-е годы полотно включили в постоянную экспозицию Музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи в Саранске. Хотя полотно заставляет задуматься о смерти, оно не трагично: светлые цвета создают настроение мягкой грусти и доброго воспоминания об ушедших.