Живописец и педагог Евгений Алексеевич Ноздрин окончил Пензенский художественно-педагогический техникум в 1940 году. Как и многие мордовские художники того поколения, Ноздрин отдал воинский долг Родине. Во время Великой Отечественной войны он служил во флоте на Дальнем Востоке. Даже на фронте художник обучал интересующихся товарищей рисунку, каждую свободную минуту делал зарисовки. Этюды с портретами солдат он привез с собой в мирную жизнь. Эти произведения сегодня хранятся в Чувашском республиканском художественном музее, Алатырском художественном музее и Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» в Москве.
Портреты работы Ноздрина — это живописная летопись творческой жизни Мордовии 1950–1960-х годов. Деликатно и лаконично художник передал образ выдающегося артиста, первого профессионального певца Мордовии Иллариона Максимовича Яушева, с которым автор портрета был знаком лично.
Илларион Яушев окончил Московскую консерваторию и Оперную студию Государственного академического Большого театра, был солистом Московской, а затем Мордовской филармонии. В его репертуаре были партии Ивана Сусанина из одноименной оперы Михаила Глинки, Мефистофеля из оперы «Фауст» Шарля Гуно, дона Базилио из «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини.
Исполнение Яушева отличалось оригинальностью трактовок и глубиной проникновения в психологию образа. Помимо оперных партий Яушев исполнял народные песни на мордовском, башкирском, украинском, чувашском и марийском языках. Певец занимался собиранием и аранжировкой песен, пропагандой мордовской музыки.
По воспоминаниям современников, голос певца звучал вольно и свободно, заполняя все пространство вокруг. Таким же могучим получился артист и на картине художника — на полотне нет ничего, кроме рояля и фигуры певца. Обеими руками Яушев опирается на музыкальный инструмент, взгляд его сосредоточен, словно певец находится в ожидании нужного такта.
Сценический костюм артиста состоит из черного фрака, белого жилета и белого галстука-бабочки. Благодаря сдержанному колориту картины и нейтральному фону все внимание зрителя сосредотачивается на личности портретируемого — выдающегося певца, чьим именем назван Государственный музыкальный театр в Саранске.
Портреты работы Ноздрина — это живописная летопись творческой жизни Мордовии 1950–1960-х годов. Деликатно и лаконично художник передал образ выдающегося артиста, первого профессионального певца Мордовии Иллариона Максимовича Яушева, с которым автор портрета был знаком лично.
Илларион Яушев окончил Московскую консерваторию и Оперную студию Государственного академического Большого театра, был солистом Московской, а затем Мордовской филармонии. В его репертуаре были партии Ивана Сусанина из одноименной оперы Михаила Глинки, Мефистофеля из оперы «Фауст» Шарля Гуно, дона Базилио из «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини.
Исполнение Яушева отличалось оригинальностью трактовок и глубиной проникновения в психологию образа. Помимо оперных партий Яушев исполнял народные песни на мордовском, башкирском, украинском, чувашском и марийском языках. Певец занимался собиранием и аранжировкой песен, пропагандой мордовской музыки.
По воспоминаниям современников, голос певца звучал вольно и свободно, заполняя все пространство вокруг. Таким же могучим получился артист и на картине художника — на полотне нет ничего, кроме рояля и фигуры певца. Обеими руками Яушев опирается на музыкальный инструмент, взгляд его сосредоточен, словно певец находится в ожидании нужного такта.
Сценический костюм артиста состоит из черного фрака, белого жилета и белого галстука-бабочки. Благодаря сдержанному колориту картины и нейтральному фону все внимание зрителя сосредотачивается на личности портретируемого — выдающегося певца, чьим именем назван Государственный музыкальный театр в Саранске.