Искушение
Шильдер Н.Г.
13

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Избранное из коллекции Серпуховского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Искушение

Шильдер Н.Г.
Время создания
около 1857 года
Размер
54x68 см
Техника
холст, масло
Выставка
Избранное из коллекции Серпуховского музея
Каталог выставки
13

Об экспонате

#1
Шильдер Н.Г.
Искушение
#2
Николай Шильдер — российский живописец-баталист, жанрист и портретист. В юности дважды пытался поступить в рисовальную школу Общества поощрения художников, но безуспешно.

В 1850 году был принят в Императорскую Академию художеств, где занимался в классе батальной живописи у профессора Богдана Виллевальде. Однако позднее вместо батального жанра он отдал предпочтение бытовому, который в то время называли «живопись народных сцен», или «de genre».

В 1861 году Шильдеру присвоили звание академика. Дальнейшую творческую жизнь художник посвятил в основном написанию портретов и икон.

Представленная композиция создана Николаем Шильдером в годы обучения в Академии художеств на соискание большой серебряной медали. Вероятно, автор развил тему рисунка-сепии родоначальника русской критической жанровой живописи Павла Федотова «Бедной девушке краса — смертная коса, или Мышеловка» 1846 года. Этот рисунок сейчас хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Жизнь со всей неприглядной остротой присущих ей проблем увидена Шильдером вполне академично сквозь призму опыта старых мастеров. В светотеневой режиссуре, гладкой живописной манере и символичных деталях вполне узнаваемы классические черты голландской бытовой живописи XVII столетия.

Данное произведение является авторским повторением одноименной картины, приобретенной московским собирателем Павлом Третьяковым в 1850-х годах на раннем этапе коллекционирования. Его сюжет представляет собой вариацию традиционной для мирового искусства ситуации столкновения невинности и соблазна.

Впрочем, картина «Искушение» из Серпуховского историко-художественного музея хоть и совпадает в размерах и основных деталях изображения с первоисточником, все же является вполне самостоятельной версией данной композиции. Если в исходном варианте Шильдер сосредоточил особое внимание на разработке фигур и передаче характеров, то в этом экземпляре — на обстановке и предметной среде.

Так, по мнению арт-экспертов, графин с чистой водой у рабочего столика девушки воплощает ее хрупкую непорочность. Огарок свечи у постели больной женщины, видимо ее матери, говорит о приближении смерти. Фигура кошки, выслеживающей мышь под комодом, намекает на поведение сводни. Своды потолка указывают на то, что действие происходит в подвальном этаже. А луч света, падающий слева в подвальное окно, означает присутствие вездесущего Бога, так как на откосе этого же окна автор поместил икону.
#3
читать дальшескрыть
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Топ-100