Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Интерьер. Видение летним полуднем

Время создания
1979
Размер
115x130 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#1

Тутуно́в Андрей Андреевич (1928—2022)— советский и российский живописец, один из самых признанных мастеров русского пейзажа, яркий представитель художников-шестидесятников, Заслуженный художник РСФСР, Народный художник России, академик Российской академии художеств.

Тутунов А.А. родился в семье Андрея Васильевича Тутунова (армянского происхождения) и его жены Елизаветы Николаевны Сахаровой. Отец семейства обладал немалыми художественными способностями и очень хорошо рисовал, особенно с натуры. Сохранились его рисунки, сделанные в возрасте 13  — 15 лет, по которым мы можем судить о таланте Андрея Васильевича. Но, к сожалению, он не свяжет свою жизнь с живописью, о чем будет очень сожалеть. Талант передастся сыновьям — Сергею и Андрею, они оба станут именитыми художниками. Мальчики с детства хорошо рисовали и в конце 1930-х годов их приняли в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ, ныне Московский академический художественный лицей). В годы Великой Отечественной войны семья разделилась: родители оказались в оккупации, а братья продолжили обучение в эвакуации в Башкирии, в 1943 году школа вернулась в Москву, где в 1947 году Андрей Андреевич закончит обучение по мастерской В.В. Почиталова. В 1949 году Тутунов поступил в Суриковский институт, который окончил в 1954 году, его учителями были М.И. Курилко и В.Г. Циплакова. С 1960 г. преподавал в художественной студии и работал художественным руководителем в Доме творчества им. Д. Кардовского в Переяславль Залесском.

Андрей Андреевич — яркий представитель московской школы. В своем творчестве он продолжает традиции передвижников и «Союза русских художников». Сам Тутунов говорил о своем творчестве так:

#4

…я продолжаю ту же линию традиционного реализма восприятия природы и её выражения, которую продолжали и обогащали Коровин, Серов, Жуковский, Крымов, Бакшеев и многие другие замечательные русские художники…

#3

Так, одной из главных тем его работ является русская провинция, повседневная жизнь ее людей, красота ее природы.

В семидесятые-восьмидесятые годы тематическая картина и пейзаж все чаще начинают выступать отдельно друг от друга в творчестве художника. Отдельно можно отметить место интерьера комнат в работах Тутунова, которому художник уделяет немало внимания. Картина «Интерьер. Видение летним полуднем», представленная в постоянной экспозиции нашего музея, является примером тематической картины кисти Андрея Андреевича с нетипичным для него сюжетом. В центре изображения, в интерьере комнаты дома, спиной к нам, мы видим девушку, изображенную в полный рост в летнем голубом платье с волнистыми, ниже плеч, светлыми волосами, смотрящуюся в овальное зеркало. Только отражение в зеркале не её, а модной дамы, как будто сошедшей с портрета XVIII века. Она одета в ярко-синее платье с цветочными вставками, шея и высокая прическа украшены лентами того же цвета, что и платье, в ухе блестит драгоценная серьга, а на лице её горит алый румянец. Зеркало поддерживают два ангелочка, как будто влетевшие из окна с голубой занавеской слева. Под окном стоит деревянная скамья, на которой лежат две белые розы. Через открытую на веранду дверь мы наблюдаем лежащую собаку рыжей масти с высунутым языком, которая как бы подмигивает зрителю одним глазом. С веранды открывается вид на прекрасный цветущий сад, зелень которого вот-вот поглотит всю комнату.Интересно, что даже в тематическихкартинах с бытовыми сценами или портретах Тутунова человек и природа неотделимы друг от друга, вместе они составляют единое целое.

В 1971 году Андрей Андреевич изобразил тот же интерьер комнаты с видом на любимую им веранду («Летнее тепло». Хранится в Магнитогорской картинной галерее). Вместо девушки в комнате, на веранде дома стоит мальчик, у ног которого лежит, свернувшись клубком, рыжая собака. Зеркало в комнате расположено все также на стене, а под ним стоит деревянная скамья. В дальнейшем художник повторит композицию интерьера, но значительно изменит сюжет, посредством внесения значительных деталей.

Нам известны два авторских варианта этой работы, первый из которых датирован 1978 годом, соответственно наша работа является второй, так как была выполнена художником позже, в 1979 году. Отметим заметные различия в деталях полотен, написанных с разницей в год. В варианте 1978 года под названием «Утро в деревне» (хранится в галерее «Арт Прима») главная героиня, расчесывая волосы, видит в отражении зеркала себя. Амуры еще не посетили её комнаты, поэтому мы не видим их, придерживающих зеркало. Собака не кажется подмигивающей, она, вероятно от жары, высунула язык, разместившись на веранде. Единственный неизмененный символ — два белых цветка, которые всё также лежат на деревянной лавочке. Именно данный цветочный символ связывает две работы Тутунова и отсылает нас к портретам XVIII века. Но в особенности к портретам мадам де Помпадур, выполненных крупным художником периода французского рококо, Франсуа Буше (1703 — 1770).

Основу творчества Франсуа Буше составляют картины с мифическими и библейскими сценами, но также Буше написал несколько парадных портретов, в том числе и Жанны-Антуанетты Пуассон, более известной как маркиза де Помпадур — официальной фаворитки французского короля Людовика XV. Созданные под влиянием мадам де Помпадур портреты, внесли большой вклад в общий стиль французского рококо, а её саму называли «спонсором и королевой рококо». Посредством символов в своих портретах Жанна-Антуанетта заявляла о своей любви, преданности Людовику XV и собственном интеллекте. Мадам де Помпадур была покровительницей искусств во Франции. Отражение в зеркале на картине А.А. Тутнова особенно напоминает портрет маркизы, выполненный Франсуа Буше в 1754 году.

Спутником и украшением героев портретов Буше, в том числе и маркизы, был прекрасный цветок — роза. Роза еще со времен раннего христианства была символом Девы Марии, позднее эта традиция получила продолжение в работах более поздних мастеров. Эпоха рококо особенно часто использовала символ розы в искусстве.В середине и второй половине XVIII в. изображение розы на картине чаще всего воспринималось как универсальный символ женской красоты. Розы, как правило, являлись частью костюма, причёски или какого-либо аксессуара героини портрета. Изысканные, ненавязчиво сопровождающие героинь портретов Буше розы — символы любви, спутники свадебных портретов. Данные значения изображения двух белых роз применимы и к произведению Андрея Андреевича.

В картину «Интерьер. Видение летним полуднем» Андрей Андреевич внедрил настоящее зеркало, изменившее пространство комнаты, благодаря чему зритель может ощутить себя погруженным в иную реальность, реальность XVIII века и портретов рококо. Возможно, что женский образ прихорашивающейся у зеркала девушки, созданный Тутуновым, можно соотнести с так называемыми Венерами 1920-х — 1980-х годов, делающих укладку, макияж или примеряющих одежду у зеркала. Данная тема просматривается в обеих работах 1978 и 1979 годов. Но последний вариант картины был усложнен Тутуновым мистикой отражения и существованием параллельного мира мадам де Помпадур, ставшей видением летним полуднем для простой девушки.

Лилианна Гоголина

Научный сотрудник Сочинского художественного музея им. Д.Д. Жилинского

#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Интерьер. Видение летним полуднем

Время создания
1979
Размер
115x130 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%