Петр Владимирович Вильямс (1902—1947) — советский живописец, график, театральный художник. В 1941–1947 годах был главным художником Большого театра СССР, оформлял спектакли «Вильгельм Телль», «Иван Сусанин», «Золушка», «Ромео и Джульетта». Параллельно с работой над декорациями, росписями портала и задников работал над портретами театральных деятелей. В это число входит «Портрет М. Семеновой и С. Кореня» из собрания Сочинского художественного музея.
Портрет М. Семеновой и С. Кореня
Театр в наши дни — единственная область, в которой художник еще может мечтать о большом празднике для глаз, в которой есть где развернуться его воображению.
Картина написана в Сочи в послевоенное лето 1945 года. В это время в Зимнем театре выступала труппа Большого театра из Москвы с балетом«Золушка»С.С. Прокофьева. П.В. Вильямс приехал вместе с московской труппой и работал как театральный декоратор. Марина Тимофеевна Семенова в постановке танцевала Золушку в одном из составов. Драматичную и захватывающую гамму чувств между героями в либретто художник решил показать и на портрете.
Полотно написано в духе импрессионизма, словно в перерыве между репетициями, Вильямс отошел от авангардистских экспериментов. В центре картины в полный рост изображена балерина: ее легкие и грациозные движения, тонко прописанная балетная пачка со множеством розоватых, голубых, желтоватых переливов, созданных при помощи лессировок, привлекают внимание зрителя и приковывают его взгляд к Марине Семеновой. Всё движение на картине сосредоточено к ней. Это подчеркивается и красной драпировкой в руках Сергея Гавриловича Кореня, и его взглядом. Фигура Принца в духе О. Ренуара обрезана полотном, так художник создает движение и показывает сиюминутность момента. С. Корень оборачивается и окидывает взглядом свою партнершу, создавая в композиции картины центростремительное движение к фигуре Золушки.
На дальнем плане за главными героями стоит зеркало, в котором отражается сцена с кружащимися на ней девушками. Вновь изображение отсылает зрителя к французским импрессионистам. Девушки—балерины в синих пачках напоминают«Голубых танцовщиц» Эдгара Дега — то же движение по кругу, повторяющиеся движения и легкость нарядов.
Художник использует сразу два типа освещения: естественное на первом плане и искусственное сценическое на дальнем. Все полотно пронизано тонкими лессировками, которые создают свечение на всей картине. Игра света способствует созданию той самой театральной обстановки и характеризует художника как умелого колориста.
Такие камерные и лиричные портреты Петра Вильямса 1940-х годов говорят о любви художника к театру, своему делу, интересу к окружающей его обстановке и стремлении раскрыть образ и характер театральных героев на своих полотнах.