Виноградов Сергей Арсеньевич (1869–1938) — русский художник, живописец и график, один из основателей Союза художников России. Он родился в многодетной семье священника. Рисованием увлекался с раннего возраста. Родители поддержали сына в его увлечении, и в возрасте 11 лет Виноградов отправился в Москву, чтобы поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были Владимир Маковский, Илларион Прянишников, Евграф Сорокин, Василий Поленов. Художник закончил училище в 1889 году, после чего отправился обучаться в Академию художеств в Петербурге. Но по состоянию здоровья был вынужден прервать свое обучение и вернуться в Москву.
Обращение к жанровым сценам, зарисовкам и этюдам деревенской жизни наиболее характерно для раннего периода творчества художника. Особенно активно эта тема занимала его в 1890-х годах. Тогда им были созданы такие работы, как: «В избе» (1890), «Крестьянка с граблями. Поденщица. Этюд» (1891), «Бабы. Подруги» (1893), «Дети» (1895), «На реке» (1899), «Нищие» (1899). Жанровые картины на темы жизни деревни и русской провинции по духу были близки передвижнической традиции.
Сергей Виноградов много путешествовал по России. Красота старорусских городов, деревенских пейзажей и дворянских усадеб привлекала художника, и в 1900–1910-х годах он обратился к пейзажной живописи и изображению старинных русских усадеб. С 1914 по 1917 год мастер создавал патриотические плакаты на тему Первой мировой войны.
В 1925 году Виноградов переехал в Ригу, где основал собственную художественную школу, в которой преподавал живопись и основы рисунка. Уже будучи зрелым мастером, художник снова возвращается к изображению деревенского быта и типажей. Во второй половине 1920-х годов он пишет работы «Деревенские девочки» (1927) и «Мальчик на лошади» (1928).
Этюд «Деревенский мальчик на скамейке» из коллекции Зарайского кремля — один из примеров работ мастера на подобную тему. На холсте изображен освещенный ярким летним солнцем босоногий деревенский мальчонка. Он одет в просторную рубаху без пояса и голубые штаны, его волосы выгорели на солнце, нос обгорел, а руки — обветрились. Он, улучив минутку среди важных мальчишеских дел, присел на скамейку и о чем-то задумался. Художник сумел уловить этот момент и написал этюд быстрыми крупными мазками. Белоснежная рубашка отсвечивает на ярком солнце, поэтому мы почти не видим на ней складок, лишь несколько — в верхней части. С одеждой мальчика контрастируют темные плотные тени. Фон позади изображен условно, но все-таки в нем угадывается угол деревенского дома, на котором играют солнечные блики.
Произведения Виноградова находятся во многих частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и многих других.
Обращение к жанровым сценам, зарисовкам и этюдам деревенской жизни наиболее характерно для раннего периода творчества художника. Особенно активно эта тема занимала его в 1890-х годах. Тогда им были созданы такие работы, как: «В избе» (1890), «Крестьянка с граблями. Поденщица. Этюд» (1891), «Бабы. Подруги» (1893), «Дети» (1895), «На реке» (1899), «Нищие» (1899). Жанровые картины на темы жизни деревни и русской провинции по духу были близки передвижнической традиции.
Сергей Виноградов много путешествовал по России. Красота старорусских городов, деревенских пейзажей и дворянских усадеб привлекала художника, и в 1900–1910-х годах он обратился к пейзажной живописи и изображению старинных русских усадеб. С 1914 по 1917 год мастер создавал патриотические плакаты на тему Первой мировой войны.
В 1925 году Виноградов переехал в Ригу, где основал собственную художественную школу, в которой преподавал живопись и основы рисунка. Уже будучи зрелым мастером, художник снова возвращается к изображению деревенского быта и типажей. Во второй половине 1920-х годов он пишет работы «Деревенские девочки» (1927) и «Мальчик на лошади» (1928).
Этюд «Деревенский мальчик на скамейке» из коллекции Зарайского кремля — один из примеров работ мастера на подобную тему. На холсте изображен освещенный ярким летним солнцем босоногий деревенский мальчонка. Он одет в просторную рубаху без пояса и голубые штаны, его волосы выгорели на солнце, нос обгорел, а руки — обветрились. Он, улучив минутку среди важных мальчишеских дел, присел на скамейку и о чем-то задумался. Художник сумел уловить этот момент и написал этюд быстрыми крупными мазками. Белоснежная рубашка отсвечивает на ярком солнце, поэтому мы почти не видим на ней складок, лишь несколько — в верхней части. С одеждой мальчика контрастируют темные плотные тени. Фон позади изображен условно, но все-таки в нем угадывается угол деревенского дома, на котором играют солнечные блики.
Произведения Виноградова находятся во многих частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и многих других.