«Портрет семьи Наумовых» — это образец сравнительно редкого семейного портрета в интерьере. В конце XIX — начале XX веков картина находилась в имении Наумовых — Пыжово Зарайского района.
В интерьере комнаты изображена семья отставного полковника Петра Васильевича Наумова. Отец семейства изображен слева, сидящим за столом на диване. Рядом с ним — его дети. Сыновья Александр, Василий и Алексей одеты в мундиры учебных заведений. Младший сын, стоящий на первом плане, совсем не похож на ребенка, он выглядит как взрослый: форма, в которую он одет, его поза, выражение лица. После 7 лет в дворянских семьях отец становился высшим авторитетом для мальчиков. Было очень важно оправдать статус своего родителя, поэтому на портрете все сыновья изображены в форме. В центре композиции, в голубом платье, стоит дочь Лидия, а рядом с отцом за столом, в красном платье, изображена Софья. На дочерей возлагалась совсем другая функция: им следовало успешно выйти замуж и вести хозяйство. В этой композиции платья девушек являются двумя яркими цветовыми пятнами, привлекающими внимание зрителя.
Визуально изображенные на картине разделены на две группы, расположенные слева (семья) и справа (вероятно, близкие этой семье люди). Интересен женский портрет на дальней стене. На нем изображена Екатерина Владимировна Родзянко, урожденная Квашнина-Самарина (1794–1877). Она была фрейлиной двух императриц — Марии Федоровны и Александры Федоровны. На это указывают алмазные шифры на андреевской ленте, расположенные на левом плече фрейлины. Жизнь распорядилась так, что Екатерина Родзянко рано потеряла мужа и осталась одна с тремя детьми. Однако она не опустила руки, смогла закрыть долги, оставшиеся после смерти супруга, и успешно вырастила детей. По приглашению императрицы Александры Федоровны, Родзянко стала начальницей Училища ордена святой Екатерины в Санкт-Петербурге. По семейному преданию Наумовых-Гончаровых, Екатерина Родзянко была посаженной матерью на свадьбе Петра Васильевича и Екатерины Александровны. Очевидно, она была очень близка с семьей Наумовых, поэтому они включили ее в свой семейный портрет. На картине Екатерина Родзянко изображена под своим портретом в молодости — это пожилая женщина в кресле. Можно предположить, что фрейлина не пожелала видеть свою персону только лишь в образе пожилой женщины и попросила художника включить в картину свой портрет, где она изображена в цветущем возрасте.
В этом имении, принадлежавшем помещику Наумову, было 53 двора и
304 жителя согласно ревизии 1858 года. Сотрудникам музея удалось связаться с потомками представителей этого дворянского рода, благодаря чему были идентифицированы все изображенные на картине фигуры.
В интерьере комнаты изображена семья отставного полковника Петра Васильевича Наумова. Отец семейства изображен слева, сидящим за столом на диване. Рядом с ним — его дети. Сыновья Александр, Василий и Алексей одеты в мундиры учебных заведений. Младший сын, стоящий на первом плане, совсем не похож на ребенка, он выглядит как взрослый: форма, в которую он одет, его поза, выражение лица. После 7 лет в дворянских семьях отец становился высшим авторитетом для мальчиков. Было очень важно оправдать статус своего родителя, поэтому на портрете все сыновья изображены в форме. В центре композиции, в голубом платье, стоит дочь Лидия, а рядом с отцом за столом, в красном платье, изображена Софья. На дочерей возлагалась совсем другая функция: им следовало успешно выйти замуж и вести хозяйство. В этой композиции платья девушек являются двумя яркими цветовыми пятнами, привлекающими внимание зрителя.
Визуально изображенные на картине разделены на две группы, расположенные слева (семья) и справа (вероятно, близкие этой семье люди). Интересен женский портрет на дальней стене. На нем изображена Екатерина Владимировна Родзянко, урожденная Квашнина-Самарина (1794–1877). Она была фрейлиной двух императриц — Марии Федоровны и Александры Федоровны. На это указывают алмазные шифры на андреевской ленте, расположенные на левом плече фрейлины. Жизнь распорядилась так, что Екатерина Родзянко рано потеряла мужа и осталась одна с тремя детьми. Однако она не опустила руки, смогла закрыть долги, оставшиеся после смерти супруга, и успешно вырастила детей. По приглашению императрицы Александры Федоровны, Родзянко стала начальницей Училища ордена святой Екатерины в Санкт-Петербурге. По семейному преданию Наумовых-Гончаровых, Екатерина Родзянко была посаженной матерью на свадьбе Петра Васильевича и Екатерины Александровны. Очевидно, она была очень близка с семьей Наумовых, поэтому они включили ее в свой семейный портрет. На картине Екатерина Родзянко изображена под своим портретом в молодости — это пожилая женщина в кресле. Можно предположить, что фрейлина не пожелала видеть свою персону только лишь в образе пожилой женщины и попросила художника включить в картину свой портрет, где она изображена в цветущем возрасте.