Дарьяльское ущелье
Путешествие Пушкина на Кавказ в 1829 году, начавшееся 1 мая и завершённое около 20 сентября, стало одним из ярких событий в жизни поэта. Путешествие нашло отражение в стихах «Кавказ», «Обвал», «Монастырь на Казбеке», «Делибаш», черновых набросках «Путешествия Онегина», поэмы «Тазит» и «Романа на Кавказских водах», в путевых очерках «Путешествие в Арзрум».
Пушкинский образ природы Кавказа
Пушкин воспринимал природу Кавказа как нечто извечное, существующее с начала мироздания:
Кавказ нас принял в своё святилище. Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. Мы поехали по его левому берегу. <…> Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелие. Стеснённый Терек с ревом бросает свои мутные волны чрез утесы, преграждающие ему путь. Ущелие извивается вдоль его течения. Каменные подошвы гор обточены его волнами. Я шел пешком и поминутно останавливался, пораженный мрачною прелестию природы.
А. С. Пушкин. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года
Образом и символом Кавказа для Пушкина стало Дарьяльское ущелье:
Он видит: Терек разъяренный
Трясет и точит берега,
Над ним с чела скалы нагбенной
Висит олень, склонив рога;
Обвалы сыплются и блещут;
Вдоль скал прямых потоки хлещут.
Меж гор, меж двух высоких стен
Идет ущелие; стеснен
Опасный путь все уже, уже;
Вверху чуть видны небеса;
Природы мрачная краса
Везде являет дикость ту же.
Хвала тебе, седой Кавказ,
Онегин тронут в первый раз.
А. С. Пушкин. Путешествие Онегина. Черновая рукопись. 1829
Путешествие Чернецова на Кавказ
Через месяц после возвращения Пушкина из путешествия, туда же, на Кавказ отправляется художник-пейзажист Никанор Григорьевич Чернецов (1805–1879), выпускник 1827 года Академии художеств, золотой медалист.
В эту поездку Чернецова пригласил вельможа и сенатор, председатель Петербургского общества поощрения художников П. И. Кутайсов. Благодаря этому Чернецов получил от Академии художеств специальное задание «на снятие тамошних видов». Чернецов сопровождал Кутайсова, имевшего поручение провести ревизию Закавказского края, а также совершал самостоятельные поездки, стремясь как можно больше увидеть и запечатлеть.
Н. Г. Чернецов. Вид Дарьяла, взятый с дороги, ведущей из Тифлиса во Владикавказ, 1830 года сентября 22 дня. Из фондов Русского музея
Вернувшись из путешествия в Петербург летом 1831 года, Чернецов привез с собой около трехсот рисунков и набросков, выполненных с натуры акварелью, сепией, карандашом, по которым позже писал картины маслом и большие акварели. Кавказские пейзажи, выставленные в том же 1831 году на осенней выставке в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, пользовались большим успехом.
Пушкинская мемория
Н. Г. Чернецов. Дарьяльское ущелье. 1832. Из фондов Государственного музея А. С. Пушкина
В 1832 году по натурным эскизам Чернецов написал для Пушкина Дарьяльское ущелье вертикального формата. Именно это живописное полотно украшало кабинет Пушкина в его последней петербургской квартире на Мойке, 12.
В Государственный музей А. С. Пушкина эта ценнейшая мемория поступила в 1969 году от Е. С. Эльберт.