Картина принадлежит кисти самобытного фламандского живописца Давида Тенирса Младшего, который являлся придворным художником и хранителем богатейшей картинной галереи эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского.
В произведениях художника, главным образом, отражалась фламандская простонародная жизнь с ее деревенскими праздниками, свадьбами, пирушками. Тенирс зорко подмечал эти сценки и чрезвычайно правдиво воспроизводил их. Зачастую его работы были пронизаны тонкой иронией и юмором.
Тенирс родился в Антверпене, в семье живописца. Именно отец начал его профессиональное обучение. Испытывая материальные трудности, достаточно большое количество времени художник посвящал работе, и уже в 22 года был зачислен в гильдию живописцев. С ранних лет он пробовал себя в различных жанрах: работал над созданием натюрмортов, пейзажей, писал животных и аллегорические сцены. Но все-таки большая часть созданных им произведений — это сцены с участием простых людей, ремесленников и крестьян. Иногда в бытовые сцены Тенирс добавлял моменты, связанные со священной историей, облачая библейских персонажей в костюмы XVII века. Также художник, работая над своими картинами, иногда выступал в качестве рассказчика: одних и тех же персонажей можно увидеть в различных сюжетах. Многие произведения автора выполнены сразу в нескольких жанрах: бытовом и портрете.
Картина «Чернокнижник» из собрания Зарайского кремля написана в XVII веке, когда научное знание в современном его понимании только начинало развиваться. Предшествующие XV и XVI века были временем множества открытий: географических (открытие Америки в конце XV века), астрономических (гелиоцентрическая теория Коперника), медицинских (кровообращение) и технических (изобретение книгопечатания, создание микроскопа и телескопа). Однако в XVII веке многие явления еще не имели научного объяснения, а люди, интересующиеся науками, казались загадочными и даже подозрительными.
Таковым является и персонаж, изображенный на картине «Чернокнижник». Старик сидит за столом и что-то помешивает в чашке, в его руке — книга, возможно, с каким-то рецептом. Сам стол уставлен разными сосудами и песочными часами, под столом — стопка книг. Не отрываясь от своего занятия, старик обеспокоенно оглянулся. По тому, как падает освещение, можно предположить, что его отвлек внезапный гость, открывший дверь.
В произведениях художника, главным образом, отражалась фламандская простонародная жизнь с ее деревенскими праздниками, свадьбами, пирушками. Тенирс зорко подмечал эти сценки и чрезвычайно правдиво воспроизводил их. Зачастую его работы были пронизаны тонкой иронией и юмором.
Тенирс родился в Антверпене, в семье живописца. Именно отец начал его профессиональное обучение. Испытывая материальные трудности, достаточно большое количество времени художник посвящал работе, и уже в 22 года был зачислен в гильдию живописцев. С ранних лет он пробовал себя в различных жанрах: работал над созданием натюрмортов, пейзажей, писал животных и аллегорические сцены. Но все-таки большая часть созданных им произведений — это сцены с участием простых людей, ремесленников и крестьян. Иногда в бытовые сцены Тенирс добавлял моменты, связанные со священной историей, облачая библейских персонажей в костюмы XVII века. Также художник, работая над своими картинами, иногда выступал в качестве рассказчика: одних и тех же персонажей можно увидеть в различных сюжетах. Многие произведения автора выполнены сразу в нескольких жанрах: бытовом и портрете.
Картина «Чернокнижник» из собрания Зарайского кремля написана в XVII веке, когда научное знание в современном его понимании только начинало развиваться. Предшествующие XV и XVI века были временем множества открытий: географических (открытие Америки в конце XV века), астрономических (гелиоцентрическая теория Коперника), медицинских (кровообращение) и технических (изобретение книгопечатания, создание микроскопа и телескопа). Однако в XVII веке многие явления еще не имели научного объяснения, а люди, интересующиеся науками, казались загадочными и даже подозрительными.
Таковым является и персонаж, изображенный на картине «Чернокнижник». Старик сидит за столом и что-то помешивает в чашке, в его руке — книга, возможно, с каким-то рецептом. Сам стол уставлен разными сосудами и песочными часами, под столом — стопка книг. Не отрываясь от своего занятия, старик обеспокоенно оглянулся. По тому, как падает освещение, можно предположить, что его отвлек внезапный гость, открывший дверь.