Этот женский портрет — еще не разгаданная загадка музея. Ни его автор, ни модель на сегодня не определены достоверно.
По версии искусствоведа Елены Теркель, на нем возможно изображена баронесса старинного графского, а также дворянского рода Лидия Павловна Штейнгель (1869–1942), в девичестве — Самойлова. Вторая версия по установлению личности модели портрета принадлежит специалистам музея. Техника живописи произведения больше соответствует технике французских академистов круга Вильяма-Адольфа Бугро. Так как портрет поступил из имения Затишье Зарайского уезда, принадлежавшего швейцарцу Адольфу Перле, с определенной осторожностью можно предположить, что моделью послужила супруга Перле — Берта Федоровна (1874–1938). Если догадка верна, то портрет написан до ее замужества, в Швейцарии.
Недосказанность и тайна придают портрету особое обаяние. Модель смотрит на зрителя открыто, с легкой улыбкой на лице. Ее светлая кожа и легкий румянец контрастируют с темной одеждой и нейтрально-серым фоном. Девушка одета по моде конца XIX века — темное пальто с модной формой рукава «жиго» на французский манер. Воротник оторочен пушистым мехом, а манжеты украшает тонкое полупрозрачное светлое кружево. Это создает резкий контраст фактур, который цепляет взгляд.
Интересно, что такой образ модели — в очень элегантной, максимально закрытой верхней одежде, часто темных цветов, был характерен для живописи рубежа XIX–XX веков. К нему обращался, например, Иван Крамской в портрете «Неизвестная» (1883) и Михаил Нестеров в работе «Амазонка» (1906).
Волосы модели выглядят очень естественно — к концу XIX века дамы уже не так часто делали сложные укладки, а зачастую просто убирали их в аккуратные прически.
В руках девушка держит книгу — она заложила страницу, видимо, на которой остановилась. Эта маленькая, почти незаметная на первый взгляд деталь придает портрету очаровательную непосредственность. Художник словно выхватил это мгновение из жизни и перенес его на холст.
По версии искусствоведа Елены Теркель, на нем возможно изображена баронесса старинного графского, а также дворянского рода Лидия Павловна Штейнгель (1869–1942), в девичестве — Самойлова. Вторая версия по установлению личности модели портрета принадлежит специалистам музея. Техника живописи произведения больше соответствует технике французских академистов круга Вильяма-Адольфа Бугро. Так как портрет поступил из имения Затишье Зарайского уезда, принадлежавшего швейцарцу Адольфу Перле, с определенной осторожностью можно предположить, что моделью послужила супруга Перле — Берта Федоровна (1874–1938). Если догадка верна, то портрет написан до ее замужества, в Швейцарии.
Недосказанность и тайна придают портрету особое обаяние. Модель смотрит на зрителя открыто, с легкой улыбкой на лице. Ее светлая кожа и легкий румянец контрастируют с темной одеждой и нейтрально-серым фоном. Девушка одета по моде конца XIX века — темное пальто с модной формой рукава «жиго» на французский манер. Воротник оторочен пушистым мехом, а манжеты украшает тонкое полупрозрачное светлое кружево. Это создает резкий контраст фактур, который цепляет взгляд.
Интересно, что такой образ модели — в очень элегантной, максимально закрытой верхней одежде, часто темных цветов, был характерен для живописи рубежа XIX–XX веков. К нему обращался, например, Иван Крамской в портрете «Неизвестная» (1883) и Михаил Нестеров в работе «Амазонка» (1906).
Волосы модели выглядят очень естественно — к концу XIX века дамы уже не так часто делали сложные укладки, а зачастую просто убирали их в аккуратные прически.
В руках девушка держит книгу — она заложила страницу, видимо, на которой остановилась. Эта маленькая, почти незаметная на первый взгляд деталь придает портрету очаровательную непосредственность. Художник словно выхватил это мгновение из жизни и перенес его на холст.