На снимке, сделанном в северном направлении с улицы Старомосковской, с пригорка, изображена Черная слобода. Своё название она получила по виду земель, на которых поселились ремесленники. «Черные» земли облагались налогом, оброком в противовес «белым», жители которых не платили податей. Мелкое ремесленное производство с давних пор было рассредоточено здесь по жилым дворам. В слободе жили кожевники и шорники, сапожники и скорняки, плотники и столяры — одним словом, те, кто обеспечивал служилое население города, одевал, обувал, снаряжал на дела ратные, изготавливал предметы домашнего обихода.
Существует легенда, за которой, возможно, стоит исторический факт. Царь Алексей Михайлович проезжал через Елец в ненастную погоду. А дороги развезло, и царская карета безнадежно застряла в Черной слободе. Тогда чернослободцы выпрягли выбившихся из сил лошадей, на руках вытащили коляску на гору и тащили её вплоть до села Рогатого. И царь повелел отдать им в надел земли, по которым проехал столь необычным образом. Слобожане долго хранили царскую грамоту, да не сберегли во время большого пожара.
Один из героев повести Ивана Бунина «Деревня», Тихон Красов, вырос в Черной слободе: «В Слободе прошло его детство, — на этой полугоре, среди вросших в землю мазанок с прогнившими и почерневшими крышами, среди навоза, который сушат перед ними для топки, среди мусора, золы и тряпок… Теперь и следа не было той мазанки, где родился и рос Тихон Ильич. На ее месте стоял новый тесовый домик со ржавой вывеской над входом: „Духовный портной Соболев“. Все прочее было в Слободе по-старому: свиньи и куры возле порогов; высокие шесты у ворот, а на шестах — бараньи рога; белые большие лица кружевниц, выглядывающих из-за горшков с цветами, из крохотных окошечек; босые мальчишки с одной помочей через плечо, запускающие бумажного змея с мочальным хвостом; белобрысые тихие девочки, играющие возле завалинок в любимую игру — похороны кукол… На горе, в поле… кладбище, за оградой которого, среди старых деревьев, была когда-то страшная могила богача и скряги Зыкова, провалившаяся в ту же минуту, как только засыпали ее».
В центре снимка — Владимиро-Сергиевская церковь. Её основание связано с чудесным избавлением Руси от нашествия Тамерлана. Храм был посвящен иконе Владимирский Божьей Матери. А второе название церковь получила по приделу, посвященному преподобному Сергию Радонежскому. Деревянная церковь в Черной слободе была построена еще в ХVII веке. Каменный храм возвели в 1779 году, высокую колокольню — в 1809-м. Это был один из самых нарядных храмов города.
Существует легенда, за которой, возможно, стоит исторический факт. Царь Алексей Михайлович проезжал через Елец в ненастную погоду. А дороги развезло, и царская карета безнадежно застряла в Черной слободе. Тогда чернослободцы выпрягли выбившихся из сил лошадей, на руках вытащили коляску на гору и тащили её вплоть до села Рогатого. И царь повелел отдать им в надел земли, по которым проехал столь необычным образом. Слобожане долго хранили царскую грамоту, да не сберегли во время большого пожара.
Один из героев повести Ивана Бунина «Деревня», Тихон Красов, вырос в Черной слободе: «В Слободе прошло его детство, — на этой полугоре, среди вросших в землю мазанок с прогнившими и почерневшими крышами, среди навоза, который сушат перед ними для топки, среди мусора, золы и тряпок… Теперь и следа не было той мазанки, где родился и рос Тихон Ильич. На ее месте стоял новый тесовый домик со ржавой вывеской над входом: „Духовный портной Соболев“. Все прочее было в Слободе по-старому: свиньи и куры возле порогов; высокие шесты у ворот, а на шестах — бараньи рога; белые большие лица кружевниц, выглядывающих из-за горшков с цветами, из крохотных окошечек; босые мальчишки с одной помочей через плечо, запускающие бумажного змея с мочальным хвостом; белобрысые тихие девочки, играющие возле завалинок в любимую игру — похороны кукол… На горе, в поле… кладбище, за оградой которого, среди старых деревьев, была когда-то страшная могила богача и скряги Зыкова, провалившаяся в ту же минуту, как только засыпали ее».
В центре снимка — Владимиро-Сергиевская церковь. Её основание связано с чудесным избавлением Руси от нашествия Тамерлана. Храм был посвящен иконе Владимирский Божьей Матери. А второе название церковь получила по приделу, посвященному преподобному Сергию Радонежскому. Деревянная церковь в Черной слободе была построена еще в ХVII веке. Каменный храм возвели в 1779 году, высокую колокольню — в 1809-м. Это был один из самых нарядных храмов города.