Икону «Иисус Христос — Царь Царей» написал Александр Казанцев в 1690 году. Она предназначалась для главного храма Мурома — собора Рождества Богородицы. Автор работы родился в 1658 году. Он происходил из семьи потомственных иконописцев, которые жили в монастырской слободе в Муроме и писали иконы для Благовещенского монастыря. Вместе с Александром Казанцевым трудился его младший брат Федор, а затем и сын Петр. Высокое мастерство и стиль произведений художника говорят о его дальнейшем обучении в Москве в мастерской Оружейной палаты.
На иконе Иисус Христос нарисован по пояс в ярко-красном ореоле, внутри которого видны золотые лучи сияния. Его одежда и атрибуты отражают текст Апокалипсиса. Христос одет в алую царскую ризу с широкими золотыми каймами. На его голове — высокий закрытый венец. Он напоминает «Шапку Казанскую» — драгоценную регалию русских царей.
Правой рукой Иисус Христос благословляет молящихся, а в левой руке держит скипетр, увенчанный крестом. От его левого плеча отходит меч. На груди Христа висит овальная панагия (разновидность медальона) с надписью: «Слово Б (о)жие».
В Византии изображения Христа в царских одеждах и венце обычно входили в состав композиции «Предста Царица», которая основана на тексте псалма XLIV. При этом царские одежды Христа нередко сочетались с архиерейскими атрибутами: прежде всего, омофором, реже — саккосом и посохом. В позднее Средневековье царские одежды Спасителя часто связывались с текстом Апокалипсиса (название одной из книг «Нового Завета») о явлении Сидящего всадника на белом коне, который выезжает во главе своего воинства на битву со зверем и царями земными.
С середины XVI века изображение Христа Царя Царей в венце, восседающего на белом коне с мечом, исходящим из уст, является обязательной частью русских циклов иллюстраций Апокалипсиса. В последней четверти XVII столетия на основе текста Апокалипсиса сформировался особый тип поясных и тронных изображений Христа. Он носит далматику, которая похожа на одеяния русских царей, и закрытый царский венец. В руках у Спасителя — скипетр, а его грудь украшает панагия с надписью «Слово Божие».
Наиболее точной аналогией и прототипом иконы из муромского собора является образ Христа Царя Царей из местного ряда иконостаса Архангельского собора Московского Кремля. Эта икона была написана на древней доске мастерами Оружейной палаты в 1678–1680 годах.
На иконе Иисус Христос нарисован по пояс в ярко-красном ореоле, внутри которого видны золотые лучи сияния. Его одежда и атрибуты отражают текст Апокалипсиса. Христос одет в алую царскую ризу с широкими золотыми каймами. На его голове — высокий закрытый венец. Он напоминает «Шапку Казанскую» — драгоценную регалию русских царей.
Правой рукой Иисус Христос благословляет молящихся, а в левой руке держит скипетр, увенчанный крестом. От его левого плеча отходит меч. На груди Христа висит овальная панагия (разновидность медальона) с надписью: «Слово Б (о)жие».
В Византии изображения Христа в царских одеждах и венце обычно входили в состав композиции «Предста Царица», которая основана на тексте псалма XLIV. При этом царские одежды Христа нередко сочетались с архиерейскими атрибутами: прежде всего, омофором, реже — саккосом и посохом. В позднее Средневековье царские одежды Спасителя часто связывались с текстом Апокалипсиса (название одной из книг «Нового Завета») о явлении Сидящего всадника на белом коне, который выезжает во главе своего воинства на битву со зверем и царями земными.
С середины XVI века изображение Христа Царя Царей в венце, восседающего на белом коне с мечом, исходящим из уст, является обязательной частью русских циклов иллюстраций Апокалипсиса. В последней четверти XVII столетия на основе текста Апокалипсиса сформировался особый тип поясных и тронных изображений Христа. Он носит далматику, которая похожа на одеяния русских царей, и закрытый царский венец. В руках у Спасителя — скипетр, а его грудь украшает панагия с надписью «Слово Божие».
Наиболее точной аналогией и прототипом иконы из муромского собора является образ Христа Царя Царей из местного ряда иконостаса Архангельского собора Московского Кремля. Эта икона была написана на древней доске мастерами Оружейной палаты в 1678–1680 годах.