Икону «Что Тя наречем» создал неизвестный иконописец в середине XVII века. Первоначально икона находилась в Спасо-Преображенском соборе мужского Спасского монастыря в Муроме. В музей она поступила в 1930 году из муромской церкви Смоленской Богоматери.
Название иконы связано с богородичным тропарем службы Первого часа. Тропарь начинается со слов: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Подобные многофигурные иконы на текст этого молитвословия являются чрезвычайно редкими.
Иконография этого образа датируется XVI веком. Слово «благодатная» на иконе после ее создания переделали на надпись «обрадованная». Это свидетельствует о том, что икона была создана до 1651 года, когда начались церковные реформы патриарха Никона. В ходе его реформ текст тропаря был исправлен.
Икона посвящена теме служения Богоматери Домостроительству Божию. Стройность и уравновешенность иконы-гимна призваны отразить упорядоченность Божественной Премудрости. Вверху изображен Господь Саваоф (один из титулов Бога в христианской традиции) на троне. Он обеими руками посылает благословение. Чуть ниже располагается Богоматерь в окружении архангела Михаила и пророка Исайи. Она восседает на величественном троне. Эта часть композиции соответствует строкам молитвословия, посвященного Богородице. В них Мария именуется «небом», потому что родила Христа — «Солнце Правды». В гимне нарекают Богоматерь «Девой», потому что и после родов она осталась Девой.
Под этим сюжетом располагаются сцены «Рождества Христова» и «Поклонения волхвов». В центре иконы изображен благословляющий двумя руками Христос. Его фигура соединяет врата, которые расположены в нижней части иконной композиции, и Богоматерь, восседающая над ним на престоле. С левой стороны от Спасителя находится Иоанн Предтеча, а с правой — благоразумный разбойник. У ног Христа стоят на коленях прародители Адам и Ева. По бокам иконы представлены по чинам святости апостолы, мученики, святители, преподобные мужи и жены, славословящие Богоматерь
Название иконы связано с богородичным тропарем службы Первого часа. Тропарь начинается со слов: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Подобные многофигурные иконы на текст этого молитвословия являются чрезвычайно редкими.
Иконография этого образа датируется XVI веком. Слово «благодатная» на иконе после ее создания переделали на надпись «обрадованная». Это свидетельствует о том, что икона была создана до 1651 года, когда начались церковные реформы патриарха Никона. В ходе его реформ текст тропаря был исправлен.
Икона посвящена теме служения Богоматери Домостроительству Божию. Стройность и уравновешенность иконы-гимна призваны отразить упорядоченность Божественной Премудрости. Вверху изображен Господь Саваоф (один из титулов Бога в христианской традиции) на троне. Он обеими руками посылает благословение. Чуть ниже располагается Богоматерь в окружении архангела Михаила и пророка Исайи. Она восседает на величественном троне. Эта часть композиции соответствует строкам молитвословия, посвященного Богородице. В них Мария именуется «небом», потому что родила Христа — «Солнце Правды». В гимне нарекают Богоматерь «Девой», потому что и после родов она осталась Девой.
Под этим сюжетом располагаются сцены «Рождества Христова» и «Поклонения волхвов». В центре иконы изображен благословляющий двумя руками Христос. Его фигура соединяет врата, которые расположены в нижней части иконной композиции, и Богоматерь, восседающая над ним на престоле. С левой стороны от Спасителя находится Иоанн Предтеча, а с правой — благоразумный разбойник. У ног Христа стоят на коленях прародители Адам и Ева. По бокам иконы представлены по чинам святости апостолы, мученики, святители, преподобные мужи и жены, славословящие Богоматерь