Икону «Спас Недреманное Око» написал неизвестный автор во второй половине XVII века. В центре композиции находится ложе на фигурных ножках с балясинам — невысокими фигурными столбиками в виде колонн. На ложе возлегает отрок Христос Эммануил. На заднем плане иконописец изобразил райские растения.
С левой стороны от ложа стоит Богоматерь в молитвенной позе. В руках она держит свиток с текстом молитвы за православных христиан. Поза Богородицы и свиток в ее руках указывают на заступническую роль Девы Марии, связанную с образом недремлющего Господа, который сохранит свой народ и искупит его своей кровью. С правой стороны от Христа стоит ангел, который держит мерило и зерцало с инициалами Иисуса. Над Спасителем парит еще один ангел, который держит в руках орудия страстей — копье и трость с губкой. Изображения орудий страстей даны схематично: они напоминают два жезла с круглым и ромбовидным навершиями. Верхняя часть иконы символизирует небо. На небе находится Господь Саваоф, который благословляет молящихся обеими руками. В верхних углах иконы располагаются солнце и луна.
Сюжет иконы «Спас Недреманное Око» сложился в византийском искусстве в начале XIV века и получил название «Анапезон». На Руси этот сюжет получил широкое распространение в XVI столетии. Изображение отрока Эммануила, спящего с открытыми глазами, символизирует нераздельность божественной и человеческой природы распятого и погребенного Спасителя. Образ Христа мертвого, но «вся видящаго Божеством», ассоциировался для верующих со словами Псалтири: «Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю… Не воздремлет, ниже успнет храняй Израиля» (Пс. CXX: 2, 4), которые часто встречаются в надписях на иконах «Спас Недреманное Око». Фрагмент этого текста сохранился и на муромской иконе.
Иконография этого образа сложилась в русском искусстве в середине XVI века. Икону отличает яркий насыщенный колорит, который построен на контрасте красно-коричневых оттенков и синего цвета. Черты ликов обозначены символично из-за упрощенной манеры письма.
С левой стороны от ложа стоит Богоматерь в молитвенной позе. В руках она держит свиток с текстом молитвы за православных христиан. Поза Богородицы и свиток в ее руках указывают на заступническую роль Девы Марии, связанную с образом недремлющего Господа, который сохранит свой народ и искупит его своей кровью. С правой стороны от Христа стоит ангел, который держит мерило и зерцало с инициалами Иисуса. Над Спасителем парит еще один ангел, который держит в руках орудия страстей — копье и трость с губкой. Изображения орудий страстей даны схематично: они напоминают два жезла с круглым и ромбовидным навершиями. Верхняя часть иконы символизирует небо. На небе находится Господь Саваоф, который благословляет молящихся обеими руками. В верхних углах иконы располагаются солнце и луна.
Сюжет иконы «Спас Недреманное Око» сложился в византийском искусстве в начале XIV века и получил название «Анапезон». На Руси этот сюжет получил широкое распространение в XVI столетии. Изображение отрока Эммануила, спящего с открытыми глазами, символизирует нераздельность божественной и человеческой природы распятого и погребенного Спасителя. Образ Христа мертвого, но «вся видящаго Божеством», ассоциировался для верующих со словами Псалтири: «Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю… Не воздремлет, ниже успнет храняй Израиля» (Пс. CXX: 2, 4), которые часто встречаются в надписях на иконах «Спас Недреманное Око». Фрагмент этого текста сохранился и на муромской иконе.
Иконография этого образа сложилась в русском искусстве в середине XVI века. Икону отличает яркий насыщенный колорит, который построен на контрасте красно-коричневых оттенков и синего цвета. Черты ликов обозначены символично из-за упрощенной манеры письма.