Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Маршрутами прошлого и настоящего»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Петр Великий на Ладожском озере

Время создания
1833
Место создания
Российская империя, город Москва
Размер
32x33 см
Техника
бумага, офорт (пунктирная манера)
0
Открыть в приложении
#2

В 1812 году французский исторический живописец немецкого происхождения Карл Вильгельм фон Штейбен (1788–1856) закончил работу над картиной «Петр I во время бури на Ладожском озере спасает утопающих». Одними из первых это произведение увидели посетители парижского салона, картина произвела впечатление на Наполеона I, французский император приобрел работу.

Популярность картины привела к тому, что художники начали создавать подражания произведению фон Штейбена. В первой половине XIX века к этому же сюжету обратился русский живописец-баталист Александр Евстафиевич Коцебу (1815–1889): он написал уменьшенную копию картины. Впоследствии композицию французского мастера использовали для создания не только гравюр, но также и гобеленов, часов и других произведений декоративно-прикладного искусства.

Гравюра в собрании Калининградского областного историко-художественного музея, вероятно, является вариацией этого сюжета, хотя и со значительными изменениями. В основу сюжета легла легенда о смерти Петра Великого, простудившегося во время спасения рыбаков, тонувших на Ладожском озере.

Гравер расположил императора у руля на корме небольшого ялика посреди бушующего озера. Петр I одет в зимнюю одежду, его голова не покрыта, а на груди виден знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Мачта сломана, рукой ее обхватил моряк. Другие фигуры в панике сгрудились на носу ялика. Император, протянув свободную руку, успокаивает их.

Российский император предстает на этой гравюре своеобразным полубогом, суровым и сильным, способным усмирить бушующую стихию. Композиция этого оттиска не совсем обычна: в отличие от других персонажей, император изображен в полный рост, но не в центре листа, его фигура немного сдвинута вправо. От моряков-простолюдинов его отделяет определенное расстояние, пауза, то есть Пётр пребывает одновременно и с ними, и отдельно от них, как человек совершенно иного статуса и склада.

Автор гравюры подчеркнул контраст между героями: отчаявшиеся, дезориентированные рыбаки и бесстрашный император. Изображенная сцена носит усиленно театральный оттенок: жесты героев картинны и нарочиты.

#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Петр Великий на Ладожском озере

Время создания
1833
Место создания
Российская империя, город Москва
Размер
32x33 см
Техника
бумага, офорт (пунктирная манера)
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%