В коллекции музея хранится образец пожарной каски конца XIX века.
Первые добровольные пожарные дружины появились еще в Средние века. До наших дней сохранились рисунки с изображением европейских борцов с огнем. В качестве защитного головного убора немецкие пожарные-добровольцы носили небольшие кожаные каски, а австрийские — широкополые шляпы из войлока или фетра.
В 1820 году в Европе появились пожарные каски французского образца. Они не только защищали головы пожарных, но и придавали их форме торжественный вид: спереди на шлемы помещали городской герб, обрамленный изображениями пожарных инструментов, боковые стороны гребня часто украшали чеканкой, подбородочный ремень покрывали латунной чешуей. На некоторые шлемы даже наносили рельефные фигурки грифонов.
В царской России каски французского образца появились после 1812 года. До этого пожарные в основном использовали те же головные уборы, что и полицейские. В разных городах каски различались: они могли быть высокими и низкими, металлическими и кожаными. В одних губерниях их украшали только гербом, а в других — множеством декоративных элементов. Каски единого образца для всех пожарных бригад появились только в 1920-х годах.
В прошлом на территории Томской губернии (так раньше называлась Кемеровская область) пожары часто возникали от неосторожного обращения с огнем в жилых домах и в производственных мастерских. Поэтому вопрос создания профессиональных команд и добровольных пожарных обществ в сельской местности и городах стоял остро.
Первую пожарную команду Мариинска организовали в 1872 году. В нее вошло пять человек. В 1901 году в городе появилось первое пожарное общество Кузбасса. Оно располагалось на первом этаже городской управы на углу Большой Московской и Цыганской улиц (в наши дни — улицы Ленина и Коммунистическая). Крышу дома венчало сооружение со шпилем — там размещались пожарно-сторожевые кабины и смотровая площадка. Пожарные трудились в исключительно тяжелых условиях: они несли службу бессменно и испытывали огромные физические нагрузки.
В 1917 году на территории области действовали уже три пожарные команды: Мариинская, Кузнецкая и промышленная команда по охране химзавода в селе Щеглово. Эти бригады выезжали тушить пожары на обозах, запряженных лошадьми.
В годы первых пятилеток территория современной Кемеровской области превратилась в масштабную строительную площадку: здесь возвели десятки заводов, зданий культурно-бытового назначения, множество жилых домов. По этой причине резко возросла опасность возгораний, но пожарная охрана региона была по-прежнему малочисленной и практически безоружной. Например, в 1928 году в ней служили всего 132 человека, орудиями которых были бочка с водой на конном ходу, ручной насос, багры и топоры.
В 1930 году пожарные получили первые открытые автомобили отечественного производства. С их помощью борьба с огнем стала намного эффективнее.
Первые добровольные пожарные дружины появились еще в Средние века. До наших дней сохранились рисунки с изображением европейских борцов с огнем. В качестве защитного головного убора немецкие пожарные-добровольцы носили небольшие кожаные каски, а австрийские — широкополые шляпы из войлока или фетра.
В 1820 году в Европе появились пожарные каски французского образца. Они не только защищали головы пожарных, но и придавали их форме торжественный вид: спереди на шлемы помещали городской герб, обрамленный изображениями пожарных инструментов, боковые стороны гребня часто украшали чеканкой, подбородочный ремень покрывали латунной чешуей. На некоторые шлемы даже наносили рельефные фигурки грифонов.
В царской России каски французского образца появились после 1812 года. До этого пожарные в основном использовали те же головные уборы, что и полицейские. В разных городах каски различались: они могли быть высокими и низкими, металлическими и кожаными. В одних губерниях их украшали только гербом, а в других — множеством декоративных элементов. Каски единого образца для всех пожарных бригад появились только в 1920-х годах.
В прошлом на территории Томской губернии (так раньше называлась Кемеровская область) пожары часто возникали от неосторожного обращения с огнем в жилых домах и в производственных мастерских. Поэтому вопрос создания профессиональных команд и добровольных пожарных обществ в сельской местности и городах стоял остро.
Первую пожарную команду Мариинска организовали в 1872 году. В нее вошло пять человек. В 1901 году в городе появилось первое пожарное общество Кузбасса. Оно располагалось на первом этаже городской управы на углу Большой Московской и Цыганской улиц (в наши дни — улицы Ленина и Коммунистическая). Крышу дома венчало сооружение со шпилем — там размещались пожарно-сторожевые кабины и смотровая площадка. Пожарные трудились в исключительно тяжелых условиях: они несли службу бессменно и испытывали огромные физические нагрузки.
В 1917 году на территории области действовали уже три пожарные команды: Мариинская, Кузнецкая и промышленная команда по охране химзавода в селе Щеглово. Эти бригады выезжали тушить пожары на обозах, запряженных лошадьми.
В годы первых пятилеток территория современной Кемеровской области превратилась в масштабную строительную площадку: здесь возвели десятки заводов, зданий культурно-бытового назначения, множество жилых домов. По этой причине резко возросла опасность возгораний, но пожарная охрана региона была по-прежнему малочисленной и практически безоружной. Например, в 1928 году в ней служили всего 132 человека, орудиями которых были бочка с водой на конном ходу, ручной насос, багры и топоры.
В 1930 году пожарные получили первые открытые автомобили отечественного производства. С их помощью борьба с огнем стала намного эффективнее.