Бой за Шевардинский редут произошел у деревни Шевардино Можайского уезда 24 августа 1812 года, за два дня до грандиозного Бородинского сражения. Он стал для обеих сторон своеобразной «разведкой боем» перед решающей битвой.
23 августа на высоте рядом с деревней началось строительство редута, который, по первоначальному плану Михаила Илларионовича Кутузова, должен был стать главным пунктом обороны левого фланга в предстоящем сражении. Днем 24 августа арьергард русской армии окончательно отступил под преследованием неприятеля от Колоцкого монастыря на восток к селу Бородину.
У Шевардинского редута остался отряд генерала Андрея Ивановича Горчакова, который составлял почти 11,5 тысяч человек при 36 орудиях. Наполеон принял редут за передовое укрепление русской армии и велел атаковать его превосходящими силами из 36 тысяч человек при 194 орудиях.
Бой продолжался до самой темноты с участием подтянутых к редуту русских резервов, однако французам удалось удержать захваченное укрепление, и отряд Горчакова был вынужден отойти. В день сражения, 26 августа, около Шевардинского редута расположился командный пункт Наполеона.
На последнем этапе боя в нем приняла активное участие русская тяжелая кавалерия. К северу от редута пехоту и артиллерию противника атаковал Малороссийский кирасирский полк. Это формирование образовалось в 1785 году. В 1812-м полк состоял во 2-й кирасирской дивизии, которой на момент Шевардинского боя командовал генерал-майор Илья Михайлович Дука.
Именно эту атаку изобразил на полотне художник-баталист Александр Юрьевич Аверьянов. Свободная композиция картины, в которой господствуют фигуры русских кирасир, скачущие среди сопротивляющихся французских артиллеристов и брошенных пушек, ярко отражает ожесточенный характер боя.
Художник подобрал цветовую гамму, чтобы показать позднее время сражения. Александр Аверьянов написал сумрачное, задымленное небо, прорезанное огнем выстрелов, которые освещают фигуры сражающихся бойцов.
Автор произведения родился в 1950 году, он стал одним из ведущих художников-баталистов России и крупнейшим из них мастером, который посвятил себя Отечественной войне 1812 года. Его картины отличаются точной передачей как изображаемых событий, так и деталей униформы и вооружения.
23 августа на высоте рядом с деревней началось строительство редута, который, по первоначальному плану Михаила Илларионовича Кутузова, должен был стать главным пунктом обороны левого фланга в предстоящем сражении. Днем 24 августа арьергард русской армии окончательно отступил под преследованием неприятеля от Колоцкого монастыря на восток к селу Бородину.
У Шевардинского редута остался отряд генерала Андрея Ивановича Горчакова, который составлял почти 11,5 тысяч человек при 36 орудиях. Наполеон принял редут за передовое укрепление русской армии и велел атаковать его превосходящими силами из 36 тысяч человек при 194 орудиях.
Бой продолжался до самой темноты с участием подтянутых к редуту русских резервов, однако французам удалось удержать захваченное укрепление, и отряд Горчакова был вынужден отойти. В день сражения, 26 августа, около Шевардинского редута расположился командный пункт Наполеона.
На последнем этапе боя в нем приняла активное участие русская тяжелая кавалерия. К северу от редута пехоту и артиллерию противника атаковал Малороссийский кирасирский полк. Это формирование образовалось в 1785 году. В 1812-м полк состоял во 2-й кирасирской дивизии, которой на момент Шевардинского боя командовал генерал-майор Илья Михайлович Дука.
Именно эту атаку изобразил на полотне художник-баталист Александр Юрьевич Аверьянов. Свободная композиция картины, в которой господствуют фигуры русских кирасир, скачущие среди сопротивляющихся французских артиллеристов и брошенных пушек, ярко отражает ожесточенный характер боя.
Художник подобрал цветовую гамму, чтобы показать позднее время сражения. Александр Аверьянов написал сумрачное, задымленное небо, прорезанное огнем выстрелов, которые освещают фигуры сражающихся бойцов.
Автор произведения родился в 1950 году, он стал одним из ведущих художников-баталистов России и крупнейшим из них мастером, который посвятил себя Отечественной войне 1812 года. Его картины отличаются точной передачей как изображаемых событий, так и деталей униформы и вооружения.