Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Честь Бородинского дня»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Оборона Смоленска

Время создания
1995 год
Размер
152x250,8 см
Техника
холст, масло
13
Открыть в приложении
#4
Аверьянов А.Ю.
Оборона Смоленска
#25
Смоленск — единственный большой русский город, который Наполеону пришлось брать с боем. В середине августа 1812 года после долгого отступления от границ русские 1-я и 2-я Западные армии соединились у Смоленска. Наполеон надеялся, что под Смоленском произойдет, наконец, генеральное сражение. Поэтому он не спешил начинать штурм, ожидая, когда противник развернется на боевых позициях.

Авангард Великой армии Наполеона подошел к Смоленску 15 августа. Сражение началось на следующий день, когда оборону держал 7-й пехотный корпус генерала Николая Раевского. 17 августа его сменил 6-й пехотный корпус генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова. В это время российские армии уже начали отступление к Москве.

Убедившись, что русские уклоняются от решающей битвы, Наполеон приказал начать генеральный штурм. Со стороны французов было 45 тысяч солдат при поддержке многочисленной артиллерии, а численность гарнизона Смоленска, к тому же плохо укрепленного, в начале сражения составляла около 20 тысяч человек, а с учетом подошедших позднее подкреплений — 35 тысяч.
#26
На картине художник запечатлел один из самых драматичных моментов того дня — оборону Молоховских ворот. К пяти часам вечера из-за бомбардировки французов город уже горел: на заднем плане виден пятиглавый собор Успения Пресвятой Богородицы, окруженный клубами дыма. Собор серьезно пострадал от артиллерийского огня и пожаров.
Портрет Дмитрия Сергеевича Дохтурова (1756/59-1816). Джордж Доу и мастерская. Не позднее 1825 г. Военная галерея Зимнего дворца. Государственный Эрмитаж.
#27
Портрет Петра Петровича Коновницына (1764-1822) (повторение портрета 1821 г.) Доу, Джордж. 1781-1829. Не позднее 1825 г. Военная галерея Зимнего дворца. Государственный Эрмитаж.
Автор с исторической точностью изобразил ключевых участников сражения. Дохтурова, руководившего обороной Смоленска в тот день, можно увидеть возле стены: сидя верхом, он осматривает в подзорную трубу поле боя. В левой части картины, на белом коне — командир 3-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Петр Коновницын.
#28
Генерал-майор принц Евгений Вюртембергский верхом со шпагой в руке ведет в бой свою 4-ю пехотную дивизию, которую он привел в подкрепление Дохтурову. Под натиском полков Коновницына и Евгения Вюртембергского в беспорядке отступает пехота маршала Луи-Николя Даву — его корпус считался в Великой армии образцовым. Французских пехотинцев можно узнать по зеленым помпонам на киверах.
Портрет принца Евгения Вюртембергского (1787/88-1857). Доу, Джордж. 1781-1829. Не позднее 1825 г. Военная галерея Зимнего дворца. Государственный Эрмитаж.
#29
После наступления на Молоховские ворота русские отбили еще несколько атак французов. Наполеоновским войскам так и не удалось ворваться в город, около 11 часов вечера артиллерийская канонада затихла. Но в час пополуночи Дохтуров, по приказу главнокомандующего 1-й армией Михаила Барклая-де-Толли, оставил Смоленск. К рассвету город опустел, продолжалось отступление российских армий.

Утром 18 августа в Смоленск вошли французские войска. Потери Великой армии в Смоленском сражении, которое современники называли «почти генеральным», составили 10—12 тысяч человек. Русские войска потеряли около 9 тысяч солдат. Как писали историки, Наполеон «занял город, а не взял его».
#30
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Оборона Смоленска

Время создания
1995 год
Размер
152x250,8 см
Техника
холст, масло
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%