Сражение при Малоярославце стало одним из ключевых эпизодов Отечественной войны. Оно произошло 12 октября 1812 года. За пять дней до этого Наполеон вывел главные силы своей армии из Москвы в попытке отступить из России по Калужской дороге, южнее разоренной предыдущими боевыми действиями Смоленской.
Он стремился обойти русскую армию, основные силы которой находились в Тарутинском лагере в северо-восточной части Калужской губернии. Однако 9 октября командир летучего отряда Иван Семёнович Дорохов доложил Михаилу Илларионовичу Кутузову о движении неприятельской дивизии в районе Фоминского (современный Наро-Фоминск).
Кутузов послал для ее уничтожения пехотный корпус под командованием Дмитрия Сергеевича Дохтурова. Генерал убедился, что к Малоярославцу движутся основные силы французской армии во главе с Наполеоном, и доложил об этом Кутузову.
На следующий день, 12 октября, корпус Дохтурова атаковал французов и выбил их из города за реку Лужу. Постепенно в бой вступили подошедшие основные силы обеих армий во главе с Кутузовым и Наполеоном. Сражение длилось до поздней ночи.
Город несколько раз переходил из рук в руки, однако в конечном счете остался за неприятелем и был практически полностью разрушен. Несмотря на тактический успех, Наполеон на военном совете 13 октября отказался от повторной атаки и принял решение отступить по Смоленской дороге.
В ходе Малоярославецкого сражения русская армия дислоцировалась южнее города, французы атаковали с севера. В эпицентре боев оказался Никольский Черноостровский монастырь, который сильно пострадал в результате сражения.
Одну из атак французской армии изобразил художник Петер фон Гесс. В правый край полотна он вписал монастырь, вдали показал северный берег реки Лужи, откуда атаковал русских защитников города неприятель.
Автор оригинального полотна был участником боевых действий против Наполеона в составе баварской армии в 1813–1814 годах. В дальнейшем он стал придворным художником в Мюнхене. Европейскую известность мастеру батальной живописи принесла серия картин, которая изображала эпизоды борьбы Греции за независимость.
В собрании Бородинского музея-заповедника представлена уменьшенная копия картины «Сражение при Малоярославце». В 1965 году ее выполнил Михаил Ананьевич Ананьев из Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
Он стремился обойти русскую армию, основные силы которой находились в Тарутинском лагере в северо-восточной части Калужской губернии. Однако 9 октября командир летучего отряда Иван Семёнович Дорохов доложил Михаилу Илларионовичу Кутузову о движении неприятельской дивизии в районе Фоминского (современный Наро-Фоминск).
Кутузов послал для ее уничтожения пехотный корпус под командованием Дмитрия Сергеевича Дохтурова. Генерал убедился, что к Малоярославцу движутся основные силы французской армии во главе с Наполеоном, и доложил об этом Кутузову.
На следующий день, 12 октября, корпус Дохтурова атаковал французов и выбил их из города за реку Лужу. Постепенно в бой вступили подошедшие основные силы обеих армий во главе с Кутузовым и Наполеоном. Сражение длилось до поздней ночи.
Город несколько раз переходил из рук в руки, однако в конечном счете остался за неприятелем и был практически полностью разрушен. Несмотря на тактический успех, Наполеон на военном совете 13 октября отказался от повторной атаки и принял решение отступить по Смоленской дороге.
В ходе Малоярославецкого сражения русская армия дислоцировалась южнее города, французы атаковали с севера. В эпицентре боев оказался Никольский Черноостровский монастырь, который сильно пострадал в результате сражения.
Одну из атак французской армии изобразил художник Петер фон Гесс. В правый край полотна он вписал монастырь, вдали показал северный берег реки Лужи, откуда атаковал русских защитников города неприятель.
Автор оригинального полотна был участником боевых действий против Наполеона в составе баварской армии в 1813–1814 годах. В дальнейшем он стал придворным художником в Мюнхене. Европейскую известность мастеру батальной живописи принесла серия картин, которая изображала эпизоды борьбы Греции за независимость.
В собрании Бородинского музея-заповедника представлена уменьшенная копия картины «Сражение при Малоярославце». В 1965 году ее выполнил Михаил Ананьевич Ананьев из Студии военных художников имени М.Б. Грекова.