Картина английского художника Лесли Джона Потта «Отступление французских войск из Москвы» отражает бытующий в массовом сознании образ этих событий. Среди снежной пустыни бредут французские солдаты. На передний план автор вывел гвардейца с забинтованной головой в лохмотьях, на плечах у которого разместил мальчика-барабанщика.
За ними идут еще несколько солдат: гвардеец, гренадер, простой пехотинец, уланы и кирасиры, которые потеряли своих лошадей. Замыкающий группу солдат упал, товарищ пытается его поднять. В нижнем правом углу мастер расположил кирасирскую каску и снаряжение. Видимо, их бросили те, кто прошел по этой дороге ранее. На заднем плане виднеется лес.
Образ «генерала Мороза», который погубил Великую армию императора Наполеона Бонапарта, быстро занял существенное место в европейском массовом сознании. Это произошло в том числе потому, что именно внезапной суровой зимой стремились объяснить гибель солдат свидетели тех событий.
На полотне 70-х годов XIX века художник изобразил беспорядочное отступление: смешались представители самых разных родов войск наполеоновской армии. Этот сюжет мог соответствовать только последним неделям войны.
Английский художник Леслетт (Лесли) Джон Потт родился в 1837 году, он специализировался на исторических сюжетах, среди которых не последнее место занимала и наполеоновская тема. Картина «Отступление из Москвы», которую он выставил в 1873 году в Королевской академии, стала первой в этом ряду.
Драматичность сюжета выгодно отличает эту работу от большинства полотен Леслетта Потта, среди которых преобладают пышные интерьерные костюмные сцены. Наклейка на обороте картины свидетельствует, что в середине 1970-х годов это живописное произведение находилось в собрании Forbes Magazine и выставлялось в США.
В дальнейшем картину, по-видимому, приобрел российский коллекционер. Бородинский музей-заповедник купил ее в 2011 году и с тех пор представляет достаточно редкий в российских музеях, включая крупные художественные собрания, образец английской живописи викторианского периода.
За ними идут еще несколько солдат: гвардеец, гренадер, простой пехотинец, уланы и кирасиры, которые потеряли своих лошадей. Замыкающий группу солдат упал, товарищ пытается его поднять. В нижнем правом углу мастер расположил кирасирскую каску и снаряжение. Видимо, их бросили те, кто прошел по этой дороге ранее. На заднем плане виднеется лес.
Образ «генерала Мороза», который погубил Великую армию императора Наполеона Бонапарта, быстро занял существенное место в европейском массовом сознании. Это произошло в том числе потому, что именно внезапной суровой зимой стремились объяснить гибель солдат свидетели тех событий.
На полотне 70-х годов XIX века художник изобразил беспорядочное отступление: смешались представители самых разных родов войск наполеоновской армии. Этот сюжет мог соответствовать только последним неделям войны.
Английский художник Леслетт (Лесли) Джон Потт родился в 1837 году, он специализировался на исторических сюжетах, среди которых не последнее место занимала и наполеоновская тема. Картина «Отступление из Москвы», которую он выставил в 1873 году в Королевской академии, стала первой в этом ряду.
Драматичность сюжета выгодно отличает эту работу от большинства полотен Леслетта Потта, среди которых преобладают пышные интерьерные костюмные сцены. Наклейка на обороте картины свидетельствует, что в середине 1970-х годов это живописное произведение находилось в собрании Forbes Magazine и выставлялось в США.
В дальнейшем картину, по-видимому, приобрел российский коллекционер. Бородинский музей-заповедник купил ее в 2011 году и с тех пор представляет достаточно редкий в российских музеях, включая крупные художественные собрания, образец английской живописи викторианского периода.