В художественном собрании Нижнетагильского музея изобразительных искусств представлена картина знаменитого русского художника-баталиста Богдана Павловича Виллевальде «Бой под Лейпцигом в 1813 году».
Виллевальде получил блестящее образование, окончив в 1842 году Академию художеств с Большой золотой медалью, которая давала право на пенсионерскую поездку. В течение жизни в своем творчестве художник обращался и к историческим войнам на тему борьбы с Наполеоном, и к современным войнам: в отличие от многих других товарищей по цеху, сам бывал на фронтах в Венгрии, под Севастополем, на Кавказе, на Дунае и др. Виллевальде почти полвека возглавлял батальный класс в Академии художеств и воспитал целую плеяду талантливых художников. Сам художник в последние годы своей жизни обратился к прельщавшей его всю жизнь бытовой картине и создал серию бытописательских работ о походах русской армии в Западную Европу в 1813–1815 годах.
Картина из коллекции музея, несмотря на сравнительно небольшой размер, производит торжественное впечатление, чему способствуют и яркие, звучные краски полотна, напоминающие эмали, и выполненные с большим мастерством фигуры командиров на конях в разнообразных, динамичных и эффектных позах. В композиционном построении Виллевальде использует классический прием академической живописи — трехплановость построения. Первый план он прописывает с миниатюрной точностью: раненые солдаты, брошенные при отступлении орудия противника, гарцующие на красивых конях бравые командиры русской армии. Вслед за своим учителем Александром Ивановичем Зауервейдем, который уделял большое внимание изображению лошадей в батальной живописи, Виллевальде с особым пристрастием, грамотно и виртуозно пишет породистых коней на первом плане — эта особенность стала отличительной чертой и всей русской батальной живописи. Второй план прописан достаточно условно, в единой цветовой гамме синих тонов. Третьим планом, как правило, служил пейзаж, которым Виллевальде часто пренебрегал, предпочитая заполнять пространство картины обилием деталей. Общее мажорное колористическое решение делает картину достаточно эффектной. За этим теряется сама трагедия войны: здесь на фоне «безликой массы войск красуются благородно-идеальные полководцы».
Выбор сюжета не случаен: Лейпцигская битва — одно из важных, поистине эпохальных и решающих сражений войны с Наполеоном, в котором приняли участие десять государств. Она вошла в историю как «битва народов» и до сих пор считается одной из самым масштабных в истории.