В художественной коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств хранится картина «Ночь на Ивана Купала», написанная в 1856 году русским художником Иваном Соколовым. Во второй половине 1850-х годов Соколов создал целый писательско-этнографический цикл произведений, рассказывающий о жизни крестьян, которую современники назвали «энциклопедией народной жизни».
Иван Иванович Соколов получил воспитание в Московском дворянском институте, в 1846 году стал вольноприходящим учеником Академии художеств, где обучался в классе исторической живописи. Уже в годы ученичества художник увлекался жанровой картиной, о чем говорят и первые награды: Малая и Большая серебряные медали были даны за «живопись народных сцен». Позже именно за жанровую живопись Соколов был удостоен степени академика, а затем и звания профессора. Художник много путешествовал по Европе, был на Кавказе, но большинство сюжетов своих картин Соколов видел в жизни крестьян черноземного района, которую хорошо знал, так как много времени проводил в имении родителей в Курской губернии. Современники считали Соколова не слишком талантливым, но отмечали его дар колориста.
Сюжет картины «Ночь на Ивана Купала» рассказывает о летнем народном языческом празднике, приуроченном к празднованию христианского события Рождества Иоанна Крестителя. Именно в центральном черноземном районе, где жило много украинцев, более всего сохранились архаические элементы и традиции, связанные с празднованием нашими предками летнего солнцестояния. Основные стихии праздника — огонь, вода и травы, само действие происходило ночью. Смысл обрядов в язычестве был в выборе суженых и проведении брачных обрядов, христианская традиция принесла новое понимание — купание и перепрыгивание через костры как очищение от скверны. Считалось также, что купальские травы особенно целебны и сильны для ворожбы, их собирали и «стар и млад», а главной травой в купальскую ночь становился папоротник: по преданию, только тогда он расцветал, и его цветок даровал нашедшему большую колдовскую силу, возможность видеть под землей клады. Соколову вполне удалось раскрыть саму общенародную суть праздника — всеобщее гуляние с песнями, плясками, завораживающими таинственными обрядами.