1 / 2
Битва при Кюрюк-Дара
Время создания
1900
Размер
120x203,5 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
7
Открыть в приложении#3
#2
Франц Рубо написал «Битву при Кюрюк-Дара» в 1900 году. Он повторил ее с другой своей одноименной картины 1888 года. Первое полотно вошло в серию работ о кавказских войнах. Автор создал этот цикл для музея «Храм Славы» в Тифлисе.
«Битва при Кюрюк-Дара» посвящена Крымской войне 1853–1856 годов. Кюрюк-Дара — это селение в турецкой Армении, возле которого 5 августа 1854 года произошло сражение между 60-тысячным войском Османской империи и 18-тысячным отрядом Российской империи. Несмотря на численное превосходство, турецкая армия в этом бою потерпела поражение.
«Битва при Кюрюк-Дара» посвящена Крымской войне 1853–1856 годов. Кюрюк-Дара — это селение в турецкой Армении, возле которого 5 августа 1854 года произошло сражение между 60-тысячным войском Османской империи и 18-тысячным отрядом Российской империи. Несмотря на численное превосходство, турецкая армия в этом бою потерпела поражение.
#4
На этой картине Франц Рубо изобразил, как сближаются два отряда кавалерии. Слева атакуют новороссийские драгуны, справа — турецкий отряд конницы. Они движутся по диагонали и как будто вот-вот выскочат за пределы холста. За счет удачно выбранной точки обзора события первого и заднего планов как будто переплетаются. Основной бой происходит вдали, но зритель видит его кульминацию в центре полотна.
Автор выстроил композицию так, что, несмотря на тесное пространство, складывалось ощущение масштабности военных действий и динамичности повествования. Разнообразными жестами и позами художник сумел передать эмоциональное напряжение битвы.
В этой батальной картине Рубо соединил сцену битвы с пейзажем. Грязная, размытая дождями дорога, глубокие колеи от только что проехавших повозок, крупные валуны под копытами лошадей и клубы пыли вдали — всё это добавило реалистичности происходящим событиям.
Первый вариант картины на тот же сюжет отличался от полотна в Ярославском художественном музее. В нем на первом плане автор изобразил страшные подробности: в лужах лежат убитые люди — кто ничком, кто боком, в неудобных позах. Эти детали привносили в работу гуманистический посыл. Полотно показывало войну не только как эпичную сцену, но и как настоящую трагедию. Этим творчество Франца Рубо было близко к искусству Василия Верещагина.
#5
«Сражение под Елисаветполем 13 сентября 1826 года», картина из цикла для музея «Храм Славы». Источник: wikipedia.org
#6
Однако искусствовед Ольга Федорова подчеркивала и различия в методах двух художников: «Но уже в произведениях кавказского цикла наметилась главная особенность дарования баталиста, отличающая его искусство от картин Верещагина. Рубо изображал эпизоды непосредственного столкновения противников, каких у Верещагина сравнительно немного».
Массовые военные сцены стали отличительной чертой работ Рубо. Поиски привели его к созданию монументальной формы: художник стал основоположником отечественной школы панорамной живописи. Всемирную известность ему принесли огромные панорамы «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя». Их размер превышал 110 метров в длину и 10 метров в высоту.
#7
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Битва при Кюрюк-Дара
Время создания
1900
Размер
120x203,5 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться