В центре русской позиции на высоте, напоминавшей по форме курган (на Курганной высоте), накануне сражения был воздвигнут люнет, который называли также «Курганной батареей», «Шульмановской батареей», «большим редутом»). В начале сражения укрепление оборонял 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Н. Н. Раевского, отсюда — самое известное его название — «батарея Раевского». Французы назвали это укрепление «адской батареей».
Панорама «Бородино». Батарея Раевского
Время создания
1912
Размер
11500х1500 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Рубо Ф. А.
Панорама «Бородино». Фрагмент
#37
#36
Схема сражения при селе Бородино
#3
Карделли
Генерал-лейтенант Николай Николаевич Раевский
#4
Это была центральная, самая крупная и лучше других укреплённая батарея. Атаки французской пехоты, кавалерии, выстрелы многочисленных артиллерийских орудий были сосредоточены здесь на протяжении многих часов. Защитники батареи непрерывно ведут артиллерийскую дуэль с пушками противника. Вершина холма скрыта клубами порохового дыма. Склоны его покрыты телами убитых и раненых солдат и лошадей.
#5
Колен, Белланже И.
Битва при Москве (7 сентября 1812 г.). Атака центрального редута
#24
Защитники укрепления непрерывно вели жестокую артиллерийскую дуэль с пушками противника:
«Как только мы открыли огонь, на нас посыпались неприятельские ядра и гранаты… Людей и лошадей стало, в буквальном смысле, коверкать, а от лафетов и ящиков летела щепа».
Н.Е.Митаревский
#25
По приказу М. И. Кутузова в начале сражения с правого фланга на подкрепление 2-й армии П. И. Багратиона была переброшена 4-я пехотная дивизия под командованием генерал-майора принца Евгения Вюртембергского. Мы видим, как дивизия стоит фронтом к батарее в две линии батальонных колонн.
#45
Неизвестный автор с оригинала Доу Дж. Герцог Евгений Вюртембергский
#46
Обороной позиций центра и правого фланга руководит командующий 1-й Западной армией генерал от инфантерии Михаил Богданович Барклай де Толли. По отзывам участников сражения, он «с ледяным хладнокровием, которого не мог растопить и зной битвы Бородинской» «втеснялся» в её «самые опасные места».
#47
Неизвестный автор с оригинала Доу Дж. Портрет М. Б. Барклая де Толли.
#48
Рядом с главнокомандующим художник изобразил начальника главного штаба Соединённых армий генерала от кавалерии Л. Л. Беннигсена, командира 7-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта Н. Н. Раевского, генерал-квартирмейстера 1-й армии полковника К. Ф. Толя.
#49
Сент-Обен Л., Клар Г. Граф фон Беннигсен
#50
Сент-Обен Л. Генерал от кавалерии Раевский
#51
Сент-Обен Л. Генерал-майор К.Ф. Толь
#52
Главнокомандующий Российской армией генерал от инфантерии Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов во время сражения находился неподалёку от деревни Горки.
#53
Неизвестный художник с оригинала Орловского А. О. Конный портрет М.И.Кутузова
#54
По словам одного из ординарцев главнокомандующего:
«Кутузов во время боя всё время держался под самым сильным огнём, то сзади центра, то сзади левого фланга; собственными глазами видел он нечеловеческие усилия и посылал подкрепления и помощь туда, где в них как раз больше всего нуждались».
И.Р. фон Дрейлинг
#55
К югу от батареи Раевского контратаку Лейб-кирасирского полка Его Величества поддерживает Лейб-кирасирский полк Её Величества (под малиновыми штандартами).
#18
Борисов М. В.
Кирасир Лейб-кирасирского Её Величества полка
#19
Следом за кирасирами Её Величества в атаку шли эскадроны Астраханского кирасирского полка (под зелёными штандартами).
#20
Борисов М. В.
Трубач Астраханского кирасирского полка
#21
Руководил атакой русских кирасир командующий 1-й кирасирской дивизией генерал-майор Николай Михайлович Бороздин.
#22
Клюквин И.А., Доу Дж.
Николай Михайлович Бороздин
#23
В своём рапорте главнокомандующему 1-й Западной армией генералу от инфантерии М. Б. Барклаю де Толли Н. М. Бороздин писал, что все офицеры и нижние чины его дивизии
«в сие жестокое сражение столь были мужественны, что казалось, решились жертвовать жизнью».
#56
ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва"
читать дальшескрыть
Панорама «Бородино». Батарея Раевского
Время создания
1912
Размер
11500х1500 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться