Пейзажный жанр сложился в русском искусстве довольно поздно — во второй половине XVIII века, но уже в XIX столетии стал стремительно развиваться. Художники создавали произведения в разных направлениях: академическом, романтическом, а затем и реалистическом.
Максим Воробьев был не только известным пейзажистом, но и педагогом, который воспитал десятки художников. Самым известным из его учеников стал Иван Айвазовский.
Творческую судьбу Воробьева определил случай. Его отец, вышедший в отставку в чине младшего офицера, устроился в Академию художеств вахтером. Это позволило ему в 1797 году определить на обучение десятилетнего сына Максима. Особые успехи юный художник показал в рисовании, перспективе и пейзажной живописи. Его учителем стал Федор Алексеев — основоположник жанра русского городского пейзажа. А в 1823 году уже сам Воробьев стал профессором пейзажного класса.
В 1820 году Воробьев по поручению великого князя Николая Павловича — будущего императора Николая I — первым из русских художников посетил Палестину. Целью поездки было обмерить и зарисовать христианские святыни. Сложность заключалась в том, что это нужно было делать втайне от мусульманских властей. С задачей художник справился: из путешествия он привез почти сто акварельных рисунков, которые стали материалом для его будущих картин.
«Берег Черного моря» был одним из произведений Воробьева, написанных под впечатлением от этой поездки. Древний Константинополь (современный Стамбул) раскинулся на берегах пролива Босфор, который делил его на европейскую и азиатскую части. Точка, с которой открывался изображенный на картине вид, находилась в азиатской части города — в районе Скутари (современный Ускюдар). Оттуда за водной гладью пролива просматривалась европейская часть города — и в середине холста можно увидеть центр Константинополя с его святынями.
Воробьев построил пейзаж в соответствии со схемой, принятой в Академии художеств. Композиция состоит из трех планов: затененный первый, освещенный центральный и легкий, чуть затуманенный дальний.
В то же время в этой работе Воробьев вышел за строгие рамки академического канона. Так, линейная перспектива в пейзаже соединилась с воздушной. Художник сократил перспективу дальнего плана, благодаря чему изображение будто тает в дымке, цвет теряет яркость, а контрасты смягчаются — и в картине появляется воздух.
Максим Воробьев был не только известным пейзажистом, но и педагогом, который воспитал десятки художников. Самым известным из его учеников стал Иван Айвазовский.
Творческую судьбу Воробьева определил случай. Его отец, вышедший в отставку в чине младшего офицера, устроился в Академию художеств вахтером. Это позволило ему в 1797 году определить на обучение десятилетнего сына Максима. Особые успехи юный художник показал в рисовании, перспективе и пейзажной живописи. Его учителем стал Федор Алексеев — основоположник жанра русского городского пейзажа. А в 1823 году уже сам Воробьев стал профессором пейзажного класса.
В 1820 году Воробьев по поручению великого князя Николая Павловича — будущего императора Николая I — первым из русских художников посетил Палестину. Целью поездки было обмерить и зарисовать христианские святыни. Сложность заключалась в том, что это нужно было делать втайне от мусульманских властей. С задачей художник справился: из путешествия он привез почти сто акварельных рисунков, которые стали материалом для его будущих картин.
«Берег Черного моря» был одним из произведений Воробьева, написанных под впечатлением от этой поездки. Древний Константинополь (современный Стамбул) раскинулся на берегах пролива Босфор, который делил его на европейскую и азиатскую части. Точка, с которой открывался изображенный на картине вид, находилась в азиатской части города — в районе Скутари (современный Ускюдар). Оттуда за водной гладью пролива просматривалась европейская часть города — и в середине холста можно увидеть центр Константинополя с его святынями.
Воробьев построил пейзаж в соответствии со схемой, принятой в Академии художеств. Композиция состоит из трех планов: затененный первый, освещенный центральный и легкий, чуть затуманенный дальний.
В то же время в этой работе Воробьев вышел за строгие рамки академического канона. Так, линейная перспектива в пейзаже соединилась с воздушной. Художник сократил перспективу дальнего плана, благодаря чему изображение будто тает в дымке, цвет теряет яркость, а контрасты смягчаются — и в картине появляется воздух.