В художественном собрании Национального художественного музея Республики Саха хранится работа Франческо Бартолоцци «Святое семейство с ангелом».
На представленной гравюре художник крупным планом показывает Святое семейство: Иосиф с посохом, Дева Мария, Младенец Христос на руках у матери слушают крылатого ангела в образе юноши в ниспадающей одежде, играющего на скрипке. Вверху над ними парят два херувима, изображенные в виде детских голов с крыльями, что характерно для искусства этого периода. Их взгляд обращен к Младенцу Христу. Гравюру отличает богатая светотеневая градация, тонкость и изящество штриха.
Иконография Святого семейства предположительно связана с сюжетом отдыха по пути бегства в Египет, когда предупрежденный ангелом о готовящемся избиении младенцев в Вифлееме, которое Ирод, царь Иудейский, намеревался учинить из страха перед новорожденным Христом, Иосиф с семьей отправился в Египет. В искусстве XVIII века художники часто создавали образ маленькой семьи — обобщенный, статичный, как антитип божественной троицы, при этом Иисус оказывался связующим звеном, посредником между «горним» и «дольним» миром, центром, в котором вертикаль перекрещивается с горизонталью.
Франческо Бартолоцци (1727–1815, Флоренция — Лиссабон) —
итальянский рисовальщик, акварелист и гравер в редкой технике
цветного пунктира. Он обучался во Флоренции у своего отца, золотых
дел мастера, и во флорентийской Академии художеств. В Риме
и Венеции Бартолоцци освоил техники пастельного рисунка и акварельной
миниатюры. В гравюре на меди художник удачно воспроизводил стиль
живописи венецианских мастеров. В 1764 году Бартолоцци переехал
в Лондон, где стал придворным гравером и виртуозом в области
«пунктира» — гравюры на металле, английской техники, которой
Бартолоцци сумел придать утонченность и изысканность своих акварельных
миниатюр. За английский период художник создал большое количество
гравюр, значительное число которых было сделано с картин Джованни Баттиста
Чиприани и Ангелики Кауфманн, работавших в модном направлении
сентиментализма. Это отразилось и на собственном стиле Бартолоцци.
В 1769 году Франческо Бартолоцци стал действительным членом
Королевской академии искусств. В 1802-м художник по приглашению
принца регента Португалии приехал в Лиссабон. Там он основал местную
школу граверов.