В коллекции Национального художественного музея Республики Саха представлена работа великого немецкого живописца, рисовальщика, гравера и теоретика искусства эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера «Святое семейство с тремя зайцами».
Гравюра изображает Святое семейство и сцену Коронации Богородицы. Семейство расположилось на отдых внутри закрытого двора под открытым небом. Сад отделен от окружающего пейзажа стеной. Богоматерь в длинной одежде и с покрывалом на голове, из-под которого видны рассыпавшиеся по плечам волосы, сидит на скамье, придерживая обеими руками Младенца Христа, стоящего у нее на коленях и раскрывающего большую книгу Священного Писания. Иосиф со шляпой и посохом в руках стоит возле них, любуясь Младенцем. Над головой Богоматери парят два летящих ангела с великолепной короной в руках. Внизу на первом плане — три зайца, по которым это «Святое семейство» получило свое название. Обилие прорисованных фактур в богато детализированном ландшафте показывает, как ранний Дюрер овладел искусством гравюры.
Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело. Богатство фантазии, глубина творческой мысли, талант и мастерство мастера наиболее полно проявились в области гравюры. Получив первые художественные навыки в семье отца — золотых и серебряных дел мастера, познав тайны живописного мастерства и искусства ксилографии у крупнейшего нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута, Дюрер на всю жизнь сохранил привязанность к разным видам искусства: живописи, графике, резцовой гравюре на дереве и меди.
Уже первые ксилографии Дюрера-гравёра отличались от всего, что было
создано раньше, в частности от упрощенных декоративных ксилографий XV века.
В своих произведениях художник усложнил не только содержание
и композицию, но и значительно расширил выразительные
возможности техники ксилографии. Он отказался от полихромии немецкой
ксилографии, достигая большей силы и живописного действия простым употреблением
эффектов света и тени, усложнил язык линий. Дюрер придал формам больше
реалистичности, ввел в гравюры пространство, множество конкретных деталей,
придав им характер подробного рассказа. Об этом свидетельствует и
гравюра на дереве «Святое семейство с тремя зайцами» из собрания музея,
предшествующая знаменитой серии больших гравюр на дереве, иллюстрирующих
важнейшие моменты Апокалипсиса святого Иоанна Богослова.