Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Вока Мамонтов за чтением

Dimensions
15x8 cm
Technique
Бумага, карандаш
Collection
Собрание Джеймса Баттервика, Лондон
6
Open in app
#1
Врубель М.А.
Вока Мамонтов за чтением
#2
Вока — так близкие звали Всеволода Мамонтова, младшего из троих сыновей Саввы Ивановича Мамонтова, студента юридического и математического факультетов Московского университета. Люди, знавшие Всеволода Саввича уже в пожилом возрасте, описывали его как легкого, милого и деликатного человека, имевшего обыкновение подремать в кресле с книгой в руках. Этим и объясняется смысл надписи. Специально Врубелю позировали редко: «Портретное сходство с людьми получалось у него само собой, в силу его обостренной зрительной памяти».
#3
Врубель познакомился с Вокой в конце 1889 года, когда его отец, Савва Иванович Мамонтов, железнодорожный магнат и меценат, пригласил художника пожить у него в доме на Садовой-Спасской улице. Врубель незадолго до этого приехал в Москву на несколько дней и неожиданно для себя решил здесь остаться. Савва Иванович предоставил художнику в распоряжение свою мастерскую. Вскоре Врубель написал сестре: «Обстановка моей работы превосходная — в великолепном кабинете Саввы Ивановича Мамонтова… В доме, кроме его сына — студента, с которым мы большие друзья, и его самого наездами, никого нет». Именно здесь, в мастерской Мамонтова, Врубель завершил своего «Демона сидящего».
#4
В доме Мамонтовых уставший от прежних неудач Врубель получил условия для творчества. Мамонтов, зная, как нуждается Михаил Александрович в поддержке, постоянно заказывал ему новые работы и сам же их покупал. Так, несмотря на обширные связи в среде архитекторов, проект флигеля для своего московского дома Савва заказал именно Врубелю. Причем это стоило Савве Ивановичу конфликтов с женой, которая совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей».
#5
Что же так поражало в искусстве Врубеля Савву Ивановича и большинство современников? В представленном на выставке рисунке мы видим совершенно необычный для того времени прием — тот самый, каким исполнен врубелевский Демон. Вертикальной штриховкой разного тона художник, как он сам говорил, «катает» фигуру, то есть как бы лепит ее, обозначая грани лица, кистей рук и тела, и по сути работает, как скульптор.
#6
Вскоре после работы над «Демоном» Савва Мамонтов передал Врубелю руководство гончарной мастерской в усадьбе Абрамцево. Там художник смог проявить свое чувство пластической формы в полной мере.
#7
Однако рисунок производит впечатление скорее эфемерности и нереальности изображенного, нас как будто погружают в сон, сморивший Воку за чтением. Каким образом получается такой странный эффект? Материя, из которой лепится фигура, ничем не отличается от материи окружающей среды, передаваемой той же вертикальной штриховкой. Книга и вовсе не имеет четких очертаний и вызывает ассоциации с неким волшебным зеркалом, показывающим живые картины. 
#10
Прерывистые разнонаправленные линии пунктирно разграничивают силуэты фигуры и книги, тем самым граница между объемами и пространством оказывается стертой. В результате создается образ на грани сна и яви, между реальностью и вымыслом. Именно это сочетание убедительной пластичности и фантасмагории завораживает нас в лучших работах Михаила Врубеля.
#8
Осталось сказать несколько слов о самом Воке. После ареста и разорения отца Всеволод Саввич стал скромным страховым служащим и жил в усадьбе своей жены, тульской дворянки Елене Свербеевой. Его страстное увлечение лошадьми и гончими псами сослужило ему добрую службу в советское время: он стал директором Тульской государственной конюшни, а затем заведующим первой в стране испытательной станции охотничьих собак. Всеволода Мамонтова дважды арестовывали как «выходца из верхушечного слоя царской России», но каждый раз отпускали. В последние годы жизни он был экскурсоводом в Абрамцеве, бывшей усадьбе своего отца, ставшей к тому времени музеем. Обычно Всеволод Саввич начинал экскурсию шуткой о том, что эту усадьбу он посетил впервые, еще находясь в утробе матери. Еще при его жизни была издана книга Всеволода Мамонтова «Воспоминания о русских художниках».
read morehide

Вока Мамонтов за чтением

Dimensions
15x8 cm
Technique
Бумага, карандаш
Collection
Собрание Джеймса Баттервика, Лондон
6
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%