Михаил Александрович Врубель (1856–1910) приобрел первые навыки живописи и графики в школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге, куда поступил в семилетнем возрасте. С 1878 года в Академии художеств, под руководством Павла Чистякова, Врубель начал разбираться в декоративно-прикладном ремесле, а затем научился ваять скульптуры и освоил театральное искусство. Систематическое посещение Эрмитажа помогло ему изучить творчество старых мастеров.
#1
Врубель М.А.
Портрет Якунчиковой М.В. (1870 — 1902)
#6
Врубель? У него ма́стерская рука. Вот художник, который, как никто, может делать все одинаково хорошо: декорацию, картину, иллюстрировать книгу. Даже портрет может сделать, и замечательный портрет.
писал Валентин Серов, высоко ценивший мастерство Врубеля
#2
#3
В основе мастерства Врубеля лежало артистическое владение рисунком и превосходное чувство формы. На эту особенность его живописной техники впервые обратил внимание Константин Юон, говоривший о нем:
#13
Хорошо изученные традиции не только не мешают проявлениям новаторства, но, наоборот, помогают ему и качественно его обогащают.
Карцева К.
#4
Блестящее владение Врубеля рисунком особенно сказалось при исполнении им портретов.
#7
Мария Васильевна родилась в 1870 году в Висбадене в семье Зинаиды Николаевны Мамонтовой и Василия Ивановича Якунчикова — крупного предпринимателя и мецената. Отец Марии известен тем, что выделил средства на постройку Московской консерватории. В доме Якунчиковых часто бывали пианисты братья Рубинштейны, Чайковский и Скрябин.
#8
Семья дружила также с Левитаном, Борисовым-Мусатовым, Чеховым. Сестра Марии Васильевны Наталья была замужем за художником Василием Поленовым. В 1885 году Мария Якунчикова вслед за ней стала вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вероятнее всего, Врубель встретил Якунчикову у Мамонтовых — Савва Иванович поддерживал художника, обеспечивая его условиями для творчества.
#9
Врубель в «Портрете М. Якунчиковой» словно испытывает на прочность возможности ограниченного изобразительного поля, нагружая его активной, пастозной, почти переходящей в рельеф красочной кладкой — так пробуется новый язык, чуть позднее реализовавшийся в мозаичной фактуре «Демона сидящего» (для которого, кстати, пришлось надставлять холст) и далее.
#12
Врубель М.А., Демон (сидящий), 1890, Государственная Третьяковская галерея
#10
В этом женском портрете мы видим сложную систему мазков, разнообразных по форме и направлению, фактуре, размерам и способу нанесения. Она стала основой манеры Врубеля. Ею художник ведет лепку и моделировку головы. Блестящий колорист, использует он и тонкие цветовые сочетания: градиентные переходы цветов, светотеневое решение объема.
#11
Хоть этот портрет и считается этюдом (в качестве оснований под масляную живопись Врубель предпочитал использовать льняные холсты, для этюдов брал буковые дощечки), но по качеству он равен полноценному законченному произведению.
read morehide
Портрет Якунчиковой М.В.
Dimensions
14,7x11,5 cm
Technique
Дерево, масло
Exhibition
3
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share