В панно «Утро» пробуждающаяся природа олицетворена в виде четырех аллегорических фигур, подобных сказочным русалкам.
Среди чарующего сплетения гигантских деревьев, густых трав и причудливых цветов возвышается фигура обнаженной женщины, словно вырастая из орнаментального узора растений, которые, как волшебное платье, выявляют всю ее стать. С восторженным изумлением встречает она восходящий свет, разливающийся на небе и олицетворенный «лучом», как художник называл другую героиню, причудливо изогнувшуюся и устремляющуюся из лесных зарослей вверх. Контрастный переход от статики к движению пластически выражает момент пробуждения — от неподвижности ночи к динамике утра, от душевного покоя к внезапной взволнованности.
Ниже, из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «фея» (по выражению Врубеля), олицетворяющая пробуждение от сна. Ее лицо еще неподвижно, только открылись большие темные глаза, и в них появилась первая утренняя мысль, может быть — продолжение последнего сновидения.
Четвертая фигура дана фрагментарно: правый край полотна обрезает изображение женской головы с выражением страха на лице или крика отчаяния, будто «русалка» увидела нечто ужасное. Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка».