Гариф Шарипович Басыров родился в сталинском лагере АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины) в Казахстане, жил с семьей на Украине, затем в Москве. Учился в Московской средней художественной школе, с 1963 года — на художественном факультете ВГИКа.
Фигура у окна. Из серии «Осень»
Dimensions
10x10 cm
Technique
Бумага, акварель
Collection
Exhibition
3
Open in app#1
Басыров Г.Ш.
Фигура у окна. Из серии «Осень»
#2
#7
С конца 1960-х принял участие более чем в 200 выставках в России и за рубежом. Начиная с 1980 года получил около тридцати призов и дипломов на международных конкурсах. В 1988–1989 годах работал во Франции над цветными литографиями и офортами для парижского галериста и издателя Энрико Наварры (Enrico Navarra). С 1991 года начал эксперименты в абстракции и коллаже.
Гариф Басыров
#4
Басыров занимался книжно-журнальной и станковой графикой, нефигуративной живописью, коллажами, объектами и скульптурой малых форм. Он с самого начала обозначил себя как художник больших серий, обширных тематических циклов.
#6
Басыров Г.Ш, Нарцисс. Из серии «Обитаемые пейзажи», 1991, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Басыров ничего не помнил о своем раннем детстве, но история ГУЛАГа была для него частью его личной истории. Его называют «тихим художником». «Одиночество и замкнутость» или «одиночество вдвоем», ирония, гротеск — нередкие определения его искусства. Басыров соглашался почти со всеми из них, добавляя, что надеется, «что в следующих сериях критики ничего этого не найдут».
#8
Уклоняясь от серьезных разговоров, через иронию он выходил к разговору о всеобщем: «Мне бы хотелось, чтобы в моих работах все происходило не только на окраинах Москвы, но еще и на этой планете. Мои персонажи действительно хотят прикоснуться к тайне. И усилия свои не оставляют даже в очереди за пивом. Ведь они никогда не попадут в Гималаи, поэтому слушают Космос здесь, среди чахлых кустов и клумб. Несмотря на иронию, я испытываю к своим героям любовь и уважение».
#9
Художник предпочитал техники, способные свободно отражать сиюминутные впечатления: рисунок, офорт, литографию. Однако свои «схваченные» сюжеты Басыров прорисовывал миллионами мелких кропотливых штрихов, так что они приобретали статичность и основательность.
Басыров Г.Ш., Мороз в пустыне. Из серии «Обитаемые пейзажи», 1987, ГМИИ им. А.С. Пушкина
#10
Главная выразительная особенность этого и многих других рисунков — плотная, обтекаемая, замкнутая в себе форма (человек) в аморфном, неустроенном, бесконечном пространстве (мир). Увлечение скульптурой, обучение в институте кинематографии — это все находит отражение в графической манере Басырова, где объемные персонажи будто застывают, как в черно-белом фильме.
read morehide
Фигура у окна. Из серии «Осень»
Dimensions
10x10 cm
Technique
Бумага, акварель
Collection
Exhibition
3
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share