Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#69

Проблема пола

#6
Глядя на пары, столетие назад запечатленные метким карандашом П.П. Пашкова, не так просто адекватно оценить шутливый оттенок, скрывающиеся за авторским названием рубрики. В начале прошлого века устойчивые словосочетания «проблема пола» и «половой вопрос» не исчерпывались понятной медицинской и воспитательно-профилактической тематикой. Значение этих слов имело и социальную составляющую (как бытового, так и общественно-политического уровня), уверенно  вышедшую на первый план непосредственно в середине 1920-х гг.
#33
Нередко трудно сказать, что вызывает большее волнение, более сильные страсти: проблема пола или китайская революция.
Из сборника «Какова же наша молодежь?» (1927 г.)
#49
Агитационный плакат 1929 г. со стихотворением Демьяна Бедного «Ночная панель». Государственный литературный музей (ГОСКАТАЛОГ.РУ)
Открыто признаваемым в СССР (и легко объяснимым) негативным социальным явлением периода НЭПа была уличная проституция, сопровождаемая распространением сопутствующих ей «заразительных болезней». В пораженной безработицей днем и ночью бурлящей густонаселенной Москве эта проблематика являлась наиболее зримой благодаря сложившимся стереотипам в одежде и поведении, а также за счет повсеместной агитации, осуждающей проституцию, и активных мер противодействия ей.
#51
Разгул проституции смыкался с другой, гораздо менее популярной, но чрезвычайно значимой и более глубокой проблемой. С первых дней советской власти государство вело политику по разрушению «старой» семьи, место которой должны были занять квазисемейные модели отношений. На фоне этого «юная поросль» марксистов изобрела вирусную утопическую «теорию стакана воды», породившую то, что было принято предельно осторожно, скрывая причины, называть уродливостью полового (или «молодежного») быта.
#50
Причин, обусловливающих уродливость нашего полового быта, очень много: тут и преждевременное пробуждение полового инстинкта в результате неправильного воспитания в семье и в школе, тут и экономические факторы — бедность, жилищная нужда, безработица, которые в первую очередь толкают женщину к проституции, тут и разная — для мужчины и для женщины — половая мораль.
Из статьи врача Леонида Василевского в «Журнале для женщин» за февраль 1926 г.
#56
Передовая молодежь на фотообложке журнала «Огонек» за апрель 1927 г. Фонд РГБИ
В действительности речь шла о навязывании трактовки «свободной любви», как основы социального равенства, а полового воздержания — как мещанства. К середине 20-х гг. такого рода взгляды «идейной» молодежи укоренились и стали обыденностью не только среди комсомольцев, но уже проникли и в среду пионеров. Естественным результатом длительного бытования лицемерного отношения к женщине стали падение общественных нравов и фактическое отсутствие равноправия полов в вопросе о вступлении в брак. 
#76
Попутное стремление государства отстраниться от проблематики семьи и брака лишало брачные отношения моральной и экономической основы. Кроме того, семейную связь совершенно не обязательно было регистрировать. Вполне официально пропагандировались юридически не обеспеченные «фактические» браки, приветствуемые властями, как средство обхода ограничений советского трудового законодательства по привлечению женщин (в первую очередь — «трудноувольняемых» одиноких женщин с детьми) к ночным и сверхурочным работам на государственных предприятиях и стройках.
#57
Регистрация браков была введена советским правительством, главным образом, как мера борьбы с браками церковными. Теперь эта необходимость миновала, и перед государственной властью встает вопрос: чем можно обосновать необходимость, важность или хотя бы полезность регистрации браков. Зачем, спрашивается, государству знать, кто и с кем вступает в брак.
Николай Крыленко, заместитель наркома юстиции РСФСР (1925 г.)
#65
Демографические итоги Всероссийской городской переписи населения, проведенной в марте 1923 г., показали сокращение числа браков в городах и промышленных поселениях СССР. Это закономерно влекло за собой падение рождаемости, что и было зафиксировано три с половиной года спустя в ходе Всесоюзной переписи населения СССР 1926 г. Одновременно было отмечено торможение естественного прироста населения и названы главные причины — эпидемия разводов и разложение семьи в больших городах.
#71
На непрочные связи женщины идут, надеясь на защиту наших законов, а в результате картина получается довольно безотрадная. Мужья бегут от жен, а жены ездят по городам, разыскивая своих мужей.
Арон Сольц, член Верховного суда СССР (1926 г.)
#68
Действующий декрет о расторжении брака (принятый ВЦИК и СНК Российской Советской Республики 16(29) декабря 1917 г.) допускал односторонний развод явочным порядком: «вследствие просьбы о том обоих супругов, или хотя бы одного из них». Возможность в любой момент заочно развестись (ликвидированная только в 1936 г.), отягощенная тяжелыми жилищными и экономическими условиями большинства горожан, все чаще превращала брак в кратковременное сожительство, не совместимое с заведением детей.
#67
На другой день Володя Завитушкин после работы зашел в гражданский подотдел и развелся. Там даже не удивились. Это, говорят, ничего, бывает. Нынче, говорят, редко случаются более продолжительные браки. Так и развели.
Из пьесы по рассказу Михаила Зощенко «Свадебное происшествие». 1927 г.
#62
Статистика «полового вопроса» середины 20-х гг. включала в себя и другие сведения — еще более закрытые от общественных дискуссий. Они отражали и распады семей с детьми, и число заброшенных семьями детей (а также — ушедших из семей в беспризорные), и «зашкалившие» аборты (легализованные в 1920 г.), и угрожающий масштаб отказов от новорожденных детей.
#60
От статистики не скроешься никуда. Она имеет точные сведения не только о количестве зубных врачей, колбасных шприцев, дворников, кинорежиссеров, проституток, соломенных крыш, вдов, извозчиков и колоколов, — но знает даже, сколько в стране статистиков.
Из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». 1927 г.
#70
Напуганные закономерными результатами своей политики партийные и государственные деятели бросились воспитывать у населения уважение к институту семьи и «традиционному» браку. В рамках развернутой информационной кампании власть отрекалась от насаждаемых ею ранее «коллективистских» социальных принципов, а также тиражировала «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата» (сочиненные психологом Ароном Залкиндом).
#75
Парная семья, длительный союз во имя общего строительства жизни, рождения и воспитания детей есть единственная форма, которая нам нужна… А теория «свободной любви» или, что хуже, «теория стакана воды» — есть теория мужской подлости, эксплуатирующая женщину. Любовь не должна быть повседневностью, «стаканом воды», а должна быть поднята на должную высоту, до чего-то чрезвычайно значительного.
Из брошюры Анатолия Луначарского «О быте». 1927 г.
#53
Непродуманность взглядов и непонимание методов (составлявшие основу социалистического мировоззрения) оставались коренной проблемой государства, поэтому исправление укоренившихся за считанные годы нравственных принципов растянулось на десятилетие вперед. Так же долго продолжали зиять провалы в развитии социальных госучреждений (несмотря на лихорадочные усилия по устройству яслей и детских садов) и в охране материнства и младенчества. При этом власти не забывали бороться за улучшение статистики — развернув пропаганду регистрации существующих «фактических» брачных отношений. На это, в частности, был нацелен ряд положений нового Кодекса законов о браке, семье и опеке, введенного в СССР с 1 января 1927 г.
#73
Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
Из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 1928–1940 гг.
#74
Следует также понимать, что термины «брак», «семья», а с ними и «проблема пола» в целом — зачастую служили эвфемизмами «Его величества Жилищного вопроса», ситуация с которым в городах также продолжала неуклонно ухудшаться.
#72
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%