Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#23

Мужские головные уборы

#2
Все виды гражданской одежды из дореволюционного мужского гардероба использовались в Советской России без видимых ограничений наряду с более соответствующими времени френчами и толстовками. Перекос наблюдался только в части летних головных уборов — под влиянием периода военного коммунизма, когда прежние шляпы чаще всего заменялись «пролетарскими» кепи или полувоенными фуражками.
#16
Было много голодных людей, вооруженных людей и старых людей в лохмотьях. Молодые щеголяли в кожаных куртках, а женщины теперь все носили платки, мужчины — фуражки и кепки, шляпы исчезли: они всегда были общепонятным российским символом барства и праздности, и значит теперь могли в любую минуту стать мишенью для маузера.
Из книги Нины Берберовой «Железная женщина». 1981 г.
#30
Многообразие головных уборов московских мужчин на фотообложке журнала «Огонек» за ноябрь 1926 г. Фото А.С. Шайхета. Фонд РГБИ
С приходом НЭПа шляпа снова стала престижным аксессуаром, что поддерживалось и журналами мод и стереотипными пристрастиями наиболее передовой советской молодежи. Но подлинной популярностью пользовались универсальные (для лета и зимы) шерстяные кепи: плоские, восьмиклинные и с вытачками, гладкие и клетчатые, на вате и летние, с околышем на картоне и бескаркасные. Представители «старой интеллигенции» (уцелевшие после операций 1922–1923 гг. по высылке инакомыслящих) также массово отдавали свое предпочтение кепке.

#31
За эти годы произошел, скорее, обратный процесс по части костюма и, вообще, внешнего облика. Не новые люди обзавелись обычной европеизированной осанкой, а, напротив, старая наша интеллигенция ее утеряла. «Кэпка» стала положительно вездесущей.
Профессор Харбинского юридического факультета Н.В. Устрялов о посещении Москвы в 1925 г.
#32
Летом многие горожане свободно обходились без головного убора, другие надевали панамы, легкие фуражки с белым верхом («капитанки»), либо цветастые восточные тюбетейки-аракчинки.
#19
Иллюстрация из журнала «Искусство одеваться» за июль 1928 г. Фонд РГБИ
Знаете ли вы, что такое «крик моды»? […] Для «форсистого парня» — пиджак с обхватом в талии, коротенькие «дудочки» (брючки) с манжетами, клетчатая английская кэпи с громадным прямоугольным козырьком, остроносые желтые ботинки, полосатые носки и кашнэ «а ля апаш».
Из книги И. Зудина, К. Мальковского и П. Шалашова «Мелочи жизни». (1929 г.)

#25
Фотообложка журнала «Прожектор» за апрель 1928 г. Фотограф Н.Н. Штерцер. Фонд РГБИ
Многие мужчины, невзирая на моду, отдавали предпочтение полувоенной одежде, поэтому не прекращалось соседство шляп и кепок с тканевыми фуражками на вате с обтянутым тканью козырьком. Дореволюционные «старокупеческие» высокие картузы безвозвратно растворились, также уступив место типовым «английским» фуражкам и тем же вездесущим кепкам. Кроме этого ко второй половине 20-х гг. сложилось большое разнообразие официально установленных форменных головных уборов различных структур, как военных, так и гражданских.
#22
Ряд гражданских ведомств СССР уже в 1920-х гг. имел установленную форменную одежду для некоторых контингентов сотрудников (официальных должностных лиц, как правило, нижнего звена), зачастую целиком сводившуюся лишь к наличию форменной фуражки со значком ведомства или значком по специальности. Отдельно от этого у советских инженеров («спецов») была в моде фуражка цвета морской волны (летом — белая) с черным бархатным околышем, фибровым козырьком и технической эмблемой.
#21
Инженеры, 1925 г. Неизвестный фотограф. Из книги «Россия. ХХ век в фотографиях. Том 2. 1918-1940». Фонд РГБИ
#34
Конец моде на «инженерскую» фуражку положил показательный суд по «Шахтинскому делу» (май — июль 1928 г.), приговоривший к расстрелу и тюремными сроками десятки ни в чем не повинных «специалистов-вредителей». Взятый руководством СССР курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию предполагал развернутое шельмование (с последующей фабрикацией уголовных обвинений) представителей русской технической интеллигенции во всех областях промышленности, что вылилось в следующий громкий процесс — по делу «Промпартии» (ноябрь–декабрь 1930 г.), закрепивший фактическое завершение НЭПа с переходом страны к административно-командной системе в экономике.

#33
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%