Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#30

С детьми

#2
Приметная особенность Москвы 1920-х и начала 30-х гг. — это заполненность ее бульваров и скверов матерями, отцами и нянями с маленькими детьми. Такая картина была обусловлена отнюдь не бумом деторождения, но набором совершенно прозаических причин строго противоположного свойства.
#28
Главной проблемой была растущая перенаселенность «новой столицы» при бедственном состоянии городского коммунального хозяйства и поощряемой властями коллективной форме быта.
#29
Идеализированный образ советского младенца на обложке журнала «Домашняя портниха» за апрель 1927 г. Фонд РГБИ
При теперешней тесноте наших жилищ и при тех трудностях, с которыми сопряжено поддержание в них чистого воздуха, надо как можно ранее начинать выносить ребенка на улицу, на чистый двор, на балкон или в садик, летом в ясную тихую погоду уже на восьмой — десятый день после рождения, а зимой в условиях ясной безветренного дня, недели через три, все время, конечно, считаясь с погодой.
Из статьи О. Игнатовича «Воздух, свет и солнце в жизни грудного ребенка» в «Женском журнале» за апрель 1926 г.
#27
Бедственные условия проживания усугублялись еще и тем, что в 1921 г. при переходе к рыночным отношениям в Советской России заодно с прежней системой распределения была уничтожена и государственная забота о новорожденных. Если в годы «военного коммунизма» существовало обеспечение детским питанием (не только по карточкам, но и натурой), а также выдавалась соответствующая мануфактура, то теперь все это стало проблемой сугубо самих граждан, заводящих ребенка. Вскоре туда же, под государственный каток «режима экономии» попало финансирование детских яслей и дошкольных воспитательных учреждений.
#33
В первые годы после Октября, благодаря порыву первого революционного энтузиазма, на воспитание молодого поколения было обращено столько внимания, что некоторые иностранцы называли нашу тогдашнюю убогую, со всех сторон осажденную республику — республикой для детей. Можно было увидеть повсюду монументальные надписи о цветах жизни — детях; и мы гордились тем, что дворцы и особняки были отданы под нужды дошкольного воспитания. Энтузиазм в первых своих порывах прошел…
Из статьи Анатолия Луначарского в газете «Правда» (1 декабря 1928 г.)
#25
С развитием НЭПа правящие умы (всерьез исповедовавшие скорое отмирание «традиционной семьи») стали рассматривать ясли, детские дома и приюты не в качестве общедоступных мест, а как закрытые объекты для размещения детей, находящихся на государственном попечении. Для обычных детей, имеющих родителей (не из числа активных членов профсоюза), более не существовало каких-либо учреждений до достижения ими восьмилетнего возраста, требуемого для зачисления в первую (младшую) группу народной школы 1-й ступени.
#9
Если мать обращается в ясли или в детский дом, в настоящее время ей отвечают: «у этого ребенка есть мать, а мы берем круглых сирот». Они по-своему правы: конечно, в первую очередь приходится устраивать совсем бесприютных.
Из сборника «Каким должен быть коммунист? Старая и новая мораль». 1926 г.
#26
Под влиянием всех этих факторов материнство обрекало женщину на крепостную зависимость, что резко противоречило курсу публичной политики, декларируемому коммунистической властью. «Приправленная» законодательными перекосами в сфере семьи и брака, суровая реальность оставляла перед простым выбором: либо нанимать домработницу (так теперь следовало называть прислугу) или няню — для поддержания возможности учиться и работать, либо — вовсе не иметь ребенка.
#12
Счастливая москвичка, отдающая ребенка в ясли, на обложке журнала «Огонек» за март 1927 г. Фонд РГБИ
Для исправления ситуации требовались ясли и детские сады, принимающие детей на присмотр до возвращения родителей с работы. С 1926 г. такого рода государственные учреждения начали создавать за счет постепенного сокращения постоянных ясель, детских домов-приютов и домов ребенка. Крупным предприятиям было рекомендовано иметь собственные ясли, «детские очаги» и детские дома (либо летние дачи). В следующем 1927 г., (пока только в Москве) набирают слушателей первые в СССР курсы для матерей и отцов — «Курсы педагогики и гигиены молодой семьи». 
#23
Все принимаемые меры были страшно запоздалыми и слабыми по размаху. Поэтому власти ухватились за идею уговорить граждан самоорганизоваться и самим попытаться закрыть провалы, допущенные государством.
#24
Сейчас особо важно мобилизовать общественность на устройство яслей и детсадов.
Надежда Крупская, организатор общества «Друг детей» (1927 г.)
#16
Матери и няни с детьми на предварительном отборе конкурса, организованного Мосздравотделом. Фото из журнала «Прожектор» за май 1927 г. Фонд РГБИ
Замысел состоял в том, чтобы группы семей и местные коллективы «проявили сознательность» и своими силами (целиком за счет собственных средств) позаботились о создании зимних и летних детских площадок, дневных и вечерних комнат при клубах, детских уголков, а также импровизированных детсадов и детских комнат при жилтовариществах.
#31
Открывшийся в Москве в декабре 1928 г. IV Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию констатировал «убийственно мизерный» рост дошкольного сектора системы народного образования. В качестве одной из главных задач съезд выдвинул пропаганду идей «кооперирования населения в деле создания детских садов». 
#15
Образ «дежурной матери», пропагандируемый с обложки «Женского журнала» за декабрь 1927 г. Фонд РГБИ
Однако цифры говорят нам, что только ½% общего количества детей нашей страны (то есть 1 ребенок из 200) обслуживается детскими садами. […] Особенно важно помнить матерям, что  в ближайшее время государство не сможет охватить своими детсадами большинство детей дошкольного возраста. Поэтому советская общественность и само население, то есть семья должны проявить максимальную инициативу в деле организации детских групп для дошкольников.
Из статьи «Создадим новую культуру людей» в «Женском журнале» за март 1929 г.
#14
На рисунках П.П. Пашкова умело запечатлены сцены прогулок московских детей с сопровождающими их взрослыми, в которых угадываются как родители, так и няни с кормилицами, а где и — кухарки-домработницы, либо приставленные к импровизированным детским группам «дежурные матери». Летнюю и зимнюю атмосферу улиц, дворов и бульваров Москвы оттеняют отдельные сюжеты, подсмотренные художником в курортных районах Крыма. 
#11
Няни и мамы, прогуливающие грудных детей на Гоголевском бульваре. Справа писатели И. Ильф и Е. Петров. Начало 1930-х гг. Фото Е. Лангмана. Из книги «Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа». Фонд РГБИ
#32
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%