Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Последний день Помпеи

Dimensions
456,5x651 cm
Technique
холст, масло
0
Open in app
#1

Сюжетом этого многофигурного полотна, ставшего вершиной творчества Карла Брюллова, стало извержение вулкана Везувий в 79 году нашей эры. 


Замысел родился у художника в 1827 году после посещения раскопок Помпей — города, в течение многих веков погребенного под пеплом и обнаруженного археологами лишь в середине XVIII века. К этому сюжету неоднократно обращались современники Брюллова, среди них — художник Джон Мартин и композитор Джованни Пачини, чья опера «Последний день Помпеи» впервые была показана в Неаполе в 1825 году.


Действие картины разворачивается на Дороге гробниц — так именовался помпеянский некрополь, растянувшийся от Геркуланумских ворот до виллы Диомеда. 


В разнообразии поз и жестов персонажей художник передал совершенную пластику классицистического канона и соединил ее с романтическими страстями на фоне природной катастрофы, унесшей множество жизней. 


В последней надежде люди пытаются спасти своих близких — матери прижимают к себе детей, мужья обнимают жен, взрослые дети помогают пожилым родителям. Перед лицом смерти многие жители Помпей демонстрируют свои лучшие человеческие качества. 


Под впечатлением от картины Н.В.Гоголь  писал, что у Брюллова «является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, всё верховное изящество своей природы», и также отмечал яркий колорит, краски, которые «горят и мечутся в глаза»


Особенно драматично, на фоне апокалиптических природных явлений — огня, дыма и низвергающейся с небес молнии, звучит любимый художником красный цвет. Художник чередует светлые и темные зоны и с их помощью моделирует глубину пространства.


Талант Брюллова как непревзойденного рисовальщика и несравненного колориста реализовался здесь в полной мере. 

#2

Работа над огромным полотном, которое создавалось по заказу богатого коллекционера и мецената Анатолия Демидова, заняла в общей сложности 6 лет. Картина произвела фурор в Парижском салоне 1834 года и сделала Брюллова европейской знаменитостью. Из Франции ее морем перевезли в Петербург, где ее ожидал не менее пышный прием соотечественников. Заказчик преподнес полотно в подарок Николаю I.

#8

Александр Пушкин так описал картину Брюллова:

#3

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.


#5

А Евгению Баратынскому приписывают экспромт в адрес прославленного живописца:

#4

Искусства мирные трофеи
Ты внёс в отеческую сень, —
И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день.

#6

Сам Брюллов вернулся в Россию только в конце 1835 года, совершив перед этим путешествие по Малой Азии, Греции и Ионическим островам. По настоянию Николая I он стал профессором исторического класса Петербургской Академии художеств.

#7

Комплексная научная реставрация полотна, осуществленная в Русском музее в 2023–2024 годах, позволяет рассмотреть картину во всем великолепии красок и разнообразии деталей. 

read morehide

Последний день Помпеи

Dimensions
456,5x651 cm
Technique
холст, масло
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%