Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Распятие

Dimensions
510x315 cm
Technique
холст, масло
0
Open in app
#2

«Распятие» стало одним из самых вдохновенных произведений Брюллова, созданных им по возвращении в Россию. 


Возможно, это связано с тем, что писалась она для Петрикирхе — лютеранской церкви Святых Петра и Павла, построенной по проекту Александра Брюллова, родного брата художника. 


А скорее всего, это была прекрасная возможность поработать с «большой формой», ценная для всякого академического живописца. Тем более, что единственную после «Помпеи» историческую картину «Осада Пскова» сам мастер счел неудачей.


Брюллов взялся за работу в 1836 году, без промедления, и работал с «высшим вдохновением» (по воспоминаниям А.Н.Мокрицкого, ученика художника). Ему предстояло, оставаясь в рамках классицизма с его торжественной монументальностью, статичной организацией композиции и условностью цвета, создать образ живой, эмоциональный, действенный.


Фронтально представленная в центре картины фигура распятого Спасителя по-брюлловски скульптурна. Художник не фиксирует внимание зрителя на его физических страданиях — в теле отсутствует напряжение, нет печати боли на лице Христа, даже кровоточащие раны от гвоздей на руках написаны без излишнего натурализма. 

#5

Пять фигур, предстоящих кресту вписаны в овал и зарифмованы с закругленным верхом композиции. Их лица, позы, положение рук выражают разные степени скорби.


Справа от креста — пресвятая Богородица, чей взор, обращенный на сына, полон страдания, будто она хочет разделить с ним его крестную муку. Рядом с ней — любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов — его фигура полна смирения, а сцепленных в замок рук касается рука Богоматери, ища в них поддержки.


По левую сторону от креста — образующие монолитную группу Иосиф Аримафейский, коленопреклоненная Мария Магдалина и Мария Клеопова в позе античной плакальщицы.


По-академически выразителен рисунок складок одеяний, то мягко, «текуче» ниспадающих, то стремительно пересекающихся. Колорит, построенный на гармонии дополнительных зеленых и розово-красных тонов, оттеняется белыми одеяниями Магдалины и Христа, бледностью его как будто обескровленного тела.


Трагичность и, одновременно, значимость момента Брюллов передает с помощью эффектного (почти как в «Помпее») освещения. На условном небе — божественный поток света, льющийся из верхнего левого угла картины. Выхваченная из тьмы этим потоком, светящаяся изнутри фигура Христа словно парит в воздухе, предвещая грядущее Воскресение.


Эта работа Брюллова упоминается в пьесе М.Булгакова «Александр Пушкин. Последние дни» (1935).


«Дубельт: Вот, ваше сиятельство, бездельники в списках распространяют пушкинское стихотворение по поводу брюлловского распятия. Помните, вы изволили приказать поставить к картине караул?.. К сожалению, в отрывках. (Читает)»

#3

Но у подножия теперь креста честного,

Как будто у крыльца правителя градского,

Мы зрим поставленых на место жен святых

В ружье и кивере двух грозных часовых.

К чему, скажите мне, хранительная стража?

Или распятие казенная поклажа,

И вы боитеся воров или мышей?

Стихотворение А.С.Пушкина «Мирская власть», 1836
read morehide

Распятие

Dimensions
510x315 cm
Technique
холст, масло
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%