Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Пастушок

Dimensions
15,7x22 cm
Technique
Дерево, масло
Collection
Частное собрание, Москва
6
Open in app
#1
Серов В.А.
Пастушок
#2
Все произведения Валентина Александровича Серова суть большие драгоценности, уники, которых нельзя ни объяснить, ни оценить достаточно. Сначала, может быть, вы не обратите внимания: предмет скромный, особенно по размерам; но стоит вам однажды испытать наслаждение от его чар — вы уже не забудете их. Вот настоящий бриллиант. А эти подделки колоссальных размеров, в великолепных оправах, после истинных драгоценностей вам покажутся грубыми и жалкими.
утверждал Илья Ефимович Репин
#3
Таково мнение учителя, знавшего Валентина Серова с детства. Ровесники Репина, художники старшего поколения, даже укоряли Серова в том, что он не владеет картиной — то есть большой формой — и не любит ее. Его работам действительно свойственно ощущение эскизности. Однако художник создавал такое ощущение намеренно. В одном из писем Валентина Серова содержится ключ к пониманию такого намерения: «Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров».
#4
К 1902 году, когда Валентин Серов написал этюд «Пастушок», уже давно миновало пренебрежительное отношение к этюду как к подготовительному, рабочему материалу. Художники дарили свои этюды друг другу, продавали, выставляли на специальных «этюдных» выставках. У Серова с Репиным однажды даже случилась размолвка из-за одного этюда, написанного Валентином Александровичем, который Илья Ефимович по недоразумению подарил их общим знакомым. Серов, будучи крайне работоспособным и требовательным к себе, писал этюды почти постоянно — и на природе, и в мастерских, и даже в классах с собственными студентами, что было совершенно не принято. Так он добивался совершенства в «рукомесле», как он говорил о живописи.
#5
Этюд «Пастушок» относится к большому циклу деревенских пейзажей, написанных Серовым в конце 1890-х — начале 1900-х годов, который принято называть «крестьянский Серов». Большинство работ этого цикла, разнообразных по размеру, было написано в Домотканове — тверской усадьбе его свояка, фон Дервиза, где его навещали Левитан, Фаворский, Билибин и другие художники. Вероятно, и представленный на выставке этюд был написан там же. Если деревенские пейзажи Исаака Левитана непременно включают в себя постройки, то крестьянские пейзажи Серова обязательно населяют фигуры крестьян.
#6
На загрунтованной доске, послужившей основой для этюда, первоначально, вероятно, была начата другая композиция — об этом говорят линии, проступающие сквозь тонкие красочные слои. Этюд позволяет рассмотреть технику мастера. Сначала художник нанес основные тона широкими горизонтальными мазками, в которых прочертилась фактура кисти. Поверх легли энергичные вертикальные мазки, наметившие луговые травы и лес на горизонте. Буквально несколькими движениями кисти художник наметил лошадей и собачку, а вот фигуру пастушка прошел более тщательно: показал серые тени на светлом зипуне, потом добавил светлые росчерки на освещенной сзади спине и котомке и, наконец, черными штрихами прорисовал глубокие тени и детали. Более тонко мастер прописал только лицо мальчика — с ярким бликом на ухе и густой красноватой тенью под козырьком черного картуза. Как видим, Серов работал над этюдом быстро и уверенно, и эта манера мало изменилась с тех пор, когда Серов начинал учиться у Репина. Илья Ефимович так описывал своего девятилетнего ученика: «…глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело». При такой легкой и скорой работе художник буквально лепит фигуру пастушка, делая ее объемной и достоверной. Мы даже угадываем серьезный и самостоятельный характер этого маленького мужичка.
#7
В маленьком этюде художник создал античный по своей сути образ гармоничного единения человека и природы. «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», — писал задолго до появления этюда Валентин Серов своей невесте. Этому принципу он остался верен и в настоящем небольшом произведении. 
read morehide

Пастушок

Dimensions
15,7x22 cm
Technique
Дерево, масло
Collection
Частное собрание, Москва
6
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app

Valentin SerovCollection

Portrait of Grand Duke George Mikhailovich
Portrait of Grand Duke George Mikhailovich
Radishchev Art Museum
Северная Двина
Северная Двина
Еврейский музей и Центр толерантности
Лошадь. Этюд. Лежащая собака. Голова собаки
Лошадь. Этюд. Лежащая собака. Голова собаки
Сургутский художественный музей
Portrait of Praskovia Antipova
Portrait of Praskovia Antipova
Yaroslavl Museum of Fine Arts
Portrait of Emperor Alexander III
Portrait of Emperor Alexander III
Tsarskoe Selo State Museum and Heritage Site
The Théâtre du Châtelet
The Théâtre du Châtelet
Russian State Library
Portrait of Sophia Mikhailovna Dragomirova
Portrait of Sophia Mikhailovna Dragomirova
Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan
Portrait of Milusha Mamontova
Portrait of Milusha Mamontova
Russian State Library
Девушка, освещенная солнцем
Девушка, освещенная солнцем
Культура.РФ
Musings on Fish and Other Things
Musings on Fish and Other Things
Feodor Chaliapin Estate Museum
Лев. Из серии «Басни Крылова»
Лев. Из серии «Басни Крылова»
Еврейский музей и Центр толерантности
Portrait of M. Ya. van Zandt
Portrait of M. Ya. van Zandt
The Samara Regional Museum of Fine Arts
Portrait of Ballet Dancer E.S. Karzinkina
Portrait of Ballet Dancer E.S. Karzinkina
Bashkortostan State M.V. Nesterov Art Museum
Плакат к первым гастролям Антрепризы Дягилева
Плакат к первым гастролям Антрепризы Дягилева
Museum of Theater and Music
Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте
Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте
The State Russian Museum
Portrait of V.V.Mate
Portrait of V.V.Mate
Kaluga Museum of Fine Arts
Portrait of Iola Tornaghi-Chaliapina
Portrait of Iola Tornaghi-Chaliapina
Feodor Chaliapin Estate Museum
The Portrait of Pyotr Konchalovsky
The Portrait of Pyotr Konchalovsky
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
Iphigenia in Tauris
Iphigenia in Tauris
Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan
Chaliapin’s Portrait
Chaliapin’s Portrait
Feodor Chaliapin Estate Museum
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%