Выдающийся живописец Валентин Александрович Серов (1865—1911) — один из самых значительных представителей русского импрессионизма и модерна, создал колоссальную галерею портретов современников, среди которых члены императорской семьи и многие близкие ему люди. Ученик И.Е. Репина и П.П. Чистякова, посещал Императорскую Академию художеств, много путешествовал по Европе.
Имение Домотканово принадлежало Владимиру Дмитриевичу фон Дервизу (1859—1937), близкому другу Валентина Серова с академической скамьи, который стал его родственником, женившись на двоюродной сестре художника — Надежде Симонович. Дервиз был правоведом и видным земским деятелем, человеком передовых взглядов; принимал активное участие в работе Тверской губернской земской управы, занимал ряд выборных должностей. Немалое время Дервиз уделял искусству, учился в Академии художеств и был талантливым акварелистом. В послереволюционные годы входил в состав комиссии по охране памятников искусства и старины и стал первым директором Загорского историко-художественного музея (Троице-Сергиева лавра, Сергиев-Посад).
Домотканово — красивейшее имение в Тверской губернии — гостеприимная усадьба, где постоянно жили и гостили многочисленные родственники и друзья хозяев. При Дервизах имение Домотканово стало передовым центром важных земских начинаний, уникальным уголком процветания и высокой культуры. Владимир Дервиз обустроил и модернизировал хозяйство: организовал молочное производство и маслоделие, внедрил систему посевов кормовых трав и корнеплодов, занимался селекцией, приобщал к передовым технологиям местных крестьян, давал им землю в аренду, поддерживал артели. В Домотканово была открыта школа для крестьянских детей.
Валентин Серов нередко гостил в Домотканове и написал здесь более 30 полотен. Сегодня в Домотканово существует единственный в России музей Валентина Серова, открывшийся в 1965 году.
Изображенный в картине «Дуб в Домотканове» мотив выполнен в динамичной экспрессивной манере. Многие подмечают, что пейзажи Валентина Серова обычно выглядят более реалистично, им свойственная вдумчивая проработка деталей. Представленный пейзаж словно дышит прохладой ветреного осеннего дня, пасмурной сединой ноября. Ни один из планов картины не выделен и не прописан художником. Не смотря на внушительный формат пейзаж выглядит этюдно. Многие эксперты высказывают предположение, что пейзаж не был завершен автором. Именно эта недосказанность сообщает полотну его эффектный экспрессивный вид.
По словам главного хранителя ЧГХМ Георгия Исаева «Дуб в Домотканове» демонстрирует определенный этап в творчестве художника и представляет очень важное переходное звено творческого пути Валентина Серова — между классическими и модернистскими работами!