Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#1
Алексей Саврасов
Грачи прилетели
#2
Алексей Саврасов создал свою самую известную картину «Грачи прилетели» в 1871 году. Она так полюбилась публике, что позже художник не раз воспроизводил этот сюжет. Первая версия полотна хранится в Государственной Третьяковской галерее. Во Владивосток же прибыло одно из авторских повторений, которое принадлежит Нижегородскому Художественному Музею — оно было создано спустя 8 лет, в 1879 году.
 
Сюжет обеих картин во многом перекликается. Художник показал раннюю весну на окраине деревушки: высокое небо, подтаявшие проталины, стайку галдящих грачей, которые деловито мостятся на березах. Этот вид Алексей Саврасов подсмотрел в Молвитино — поволжской деревушке неподалеку от Костромы. Его привлек этот неброский пейзаж с потемневшими избами и старинной церковью Воскресения Христова XVII века: сама церковь с куполами спряталась за деревьями, а зрителю хорошо видна каменная шатровая колокольня. Именно в этих местах Саврасов создал первые этюды для «Грачей» — и позже, уже в мастерской, завершил картину на их основе.
 
Между картиной «Грачи прилетели» 1871 года и этим вариантом 1879 года есть существенные различия. По размеру вторая картина немного шире: за счет этого изображение стало слегка «приземистее». Изменился и колорит: вместо светлых, по-зимнему свежих красок, Саврасов выбрал теплые и приглушенные тона. Они наделили работу другим настроением: первое полотно показало радость пробуждения природы, второе же передало более позднюю, уже потеплевшую весну.
#6
Нажмите на изображение, чтобы сравнить версии 1871 и 1879 годов. 
#5
Особое внимание художник уделил изображению снега. Присмотревшись к картине, можно увидеть, что он написал белый снег самыми разными оттенками: серыми, коричневыми, голубоватыми, золотистыми.
#3
#9
Такой подход вырос из внимательного наблюдения за природой. Мастер считал, что по-настоящему хорошую картину можно создать, лишь изучая окружающий мир. Своим ученикам он говорил: 
«Ступайте в природу, там — красота неизъяснимая. Весна. Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником»
— Алексей Саврасов
#7
В 1870-е Алексей Саврасов часто путешествовал по провинции. В отличие от современников, в основном любивших идеальные виды Италии, мастер любовался неброскими пейзажами России. Именно в его творчестве впервые раскрылась красота пасмурного неба, талого снега, грязных сельских дорог. Он сумел разглядеть поэзию там, где до него ее почти никто не замечал — поэтому «Грачи» стали важной вехой в истории искусства.

Это отметил ещё Исаак Левитан, написав, что Саврасов «…сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
#10
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%