Давид Давидович Бурлюк (1882, хутор Семиротовщина Харьковской губернии — 1967, Лонг-Айленд, Нью-Йорк) — живописец, график, поэт, художественный критик.
Родился в семье Д.Ф. Бурлюка, выходца из крестьян, служившего управляющим имения на юге России. Первоначальное художественное образование получил под руководством матери, Людмилы Осиповны Михневич — художницы-любительницы. В 1898–1902 (с перерывами) учился в Казанской художественной школе у К.–Г. Л. Мюфке и Г.П. Медведева, в 1899–1900 — в Одесском художественном училище у К.К. Костанди, Г.А. Ладыженского, А.А. Попова. После неудачной попытки поступить в Императорскую Академию художеств уехал в Мюнхен. В 1902–1903 занимался в Королевской Академии художеств у В. Дица, в 1904 переехал в Париж, где продолжил образование в Школе Ф. Кормона. В 1910 возобновил учебу в Одесском художественном училище для получения диплома. В 1911 поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества, состоял в натурном классе у Л.О. Пастернака и А.Е. Архипова. В 1914 был исключен из Училища вместе с В.В. Маяковским за пропаганду авангардистского искусства.
Работы Давида Бурлюка отличает пастозность, красочность и бурная динамичность. Художник принадлежал к направлению русского авангарда и ставил под сомнение многие устоявшиеся живописные принципы, постоянно обновлял художественные приемы, поэтому тяга к изменениям, полному обновлению и слому традиций вплетена в его художественный язык еще и как сильнейшая примета времени. Он стремился переустроить мир с помощью творчества, — и изобразительного, и литературного: многие знают его как поэта-отца русского футуризма. Футуристы отвергали в искусстве устои прошлого, чтобы дать дорогу будущим открытиям. Что ж, наша картина как раз об этом: ее новизна и смелость исполнения заставляют на время забыть обо всем «привычном» в искусстве, ощутить невероятную энергию и силу природы, — выхватывая из вихря мазков цельный и очень эмоциональный образ.
Картина «Косогор у околицы деревни» привлекает внимание издалека, — и виной тому необычайная яркость и техника ее исполнения. Обратите внимание, как рельефно выступает масло над поверхностью холста. Художник не отказывает себе в творческой свободе: он кладет масло широкими, объемными и свободными мазками, словно скульптурный материал, вылепливая им текстуру деревьев, травы и неба. Кисть его блуждает по полотну в самых разных направлениях, запечатлевая не столько реальный природный ландшафт, сколько впечатления и собственные размышления о нем, делая объекты более «живыми» и тактильно осязаемыми.
Значительную часть композиции занимает ярко-зеленый косогор, написанный крупными, хаотично наложенными мазками, которые придают пейзажу энергии и свежести. На косогоре просматривается изогнутая тропа, ведущая к деревне на краю леса. Лес предстает на картине сплошным движущимся массивом из деревьев самых ярких оттенков оранжевого, зеленого и желтого. Бурному образу природы противопоставлено спокойствие и уют невысоких деревенских домов с аккуратно высаженными вдоль участков цветами. Светлое небо, сформированное из нескольких слоев облаков, движется горизонтально и плавно, уравновешивая динамику композиции и вызывая у зрителя убедительное чувство умиротворения, несмотря на всю яркость и эмоциональность переднего плана.
Известно, что Давид Бурлюк не раз приезжал на Урал, куда в 1915 году переехал вместе с семьей, где они жили до 1917 года. В коллекции Пермской художественной галереи хранится его работа под названием «Уральский пейзаж». Ландшафт изображенной местности, колорит картины, а также фактурная техника с пастозными мазками с красочными «наплывами» на поверхности холста напоминают работу «Косогор у околицы» из экспозиции нашего музея. Возможно, данные пейзажи были выполнены художником в один период под впечатлением от красоты Урала.