Казимир Малевич написал картину «Косарь» в начале 1910-х годов. Она входит в ранний «крестьянский цикл» художника — вместе с полотнами «Жница», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи». Тема крестьян была с детства близка Малевичу: он родился в 1879 году в Киеве, но рос в украинских селах. Его отец работал на сахароваренных заводах, расположенных вдали от города — семье приходилось подолгу жить в глубинке.
#2
Казимир Малевич
Косарь
#3
#26
На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками.
писал Казимир Малевич в автобиографии
#25
Он особо подчеркивал, что осознанно «остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе».
#22
#7
Малевич изобразил Косаря так, будто фигура составлена из простых геометрических форм: ноги и руки напоминают конусы и цилиндры, рубаха — трапецию. Поле тоже нереалистично: колосья выглядят как элементы орнамента; красный фоновый цвет совсем не похож на естественный вид травы. Чтобы понять идею картины, нужно разобраться, какую роль в творчестве Малевича играли французский кубизм и русская иконопись.
#9
Кубизм
#10
Кубизм зародился во Франции в начале ХХ века. Кубисты сочетали в картинах прямые и ломаные линии, нарушали законы линейной перспективы, дробили формы на простые фигуры. Первой в мире кубистической картиной часто называют «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо 1907 года.
#11
Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907. Нью-йоркский Музей современного искусства (Museum of Modern Art), Нью-Йорк, США
#12
Фигурки «девиц» будто высечены грубым инструментом: носы похожи на треугольники, руки и ноги выглядят как обтесанные бруски — с хорошо заметными гранями.
Дело в том, что кубисты не стремились копировать реальность. К началу ХХ века эту задачу успешно решила фотография. А художники пытались осмыслить мир иначе: они выявляли, какие базовые фигуры лежат в основе всех предметов. Считается, что на философию кубизма повлиял Поль Сезанн, утверждавший, что «Всё в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра…»
Дело в том, что кубисты не стремились копировать реальность. К началу ХХ века эту задачу успешно решила фотография. А художники пытались осмыслить мир иначе: они выявляли, какие базовые фигуры лежат в основе всех предметов. Считается, что на философию кубизма повлиял Поль Сезанн, утверждавший, что «Всё в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра…»
#13
Иконы
#14
К началу ХХ века реставраторы научились счищать потемневшую олифу с икон, не повреждая древние краски. Олифа — масляная жидкость, образующая на поверхностях пленку. В иконописи её использовали в качестве лака, но со временем она сильно темнела: покрытые ею святые образы становились едва различимы.
#27
Икона Артемия Великомученика. Живопись справа — под слоем потемневшей олифы. XVII век (правая половина — запись XIX века). Нижегородский государственный художественный музей.
#28
После расчистки, впервые за несколько веков, зрители увидели истинную красоту старинных икон. Авангардисты оценили этот особый художественный язык: для них было важно, что иконы тоже не стремятся подражать реальному миру — наоборот, они выявляют незримые, фундаментальные образы.
#29
#30
Лицо Косаря похоже на иконный лик. Для наглядности его можно сравнить с новгородским «Спасом на престоле с избранными святыми»: они схожи и красным фоном, и самой монументальностью образа.
#15
Спас на престоле с избранными святыми. Конец XIII-начало XIV в. © Государственная Третьяковская галерея.
#16
Связь картины с иконными образами подтверждают записи Малевича. О своих крестьянских полотнах он писал: «Сначала, в первом периоде, я подражал иконописи…»
#19
read morehide
Косарь
Dimensions
114,3x67,2 cm
Technique
холст, масло
Collection
11
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share