Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#2
Казимир Малевич
Косарь
#3
Казимир Малевич написал картину «Косарь» в начале 1910-х годов. Она входит в ранний «крестьянский цикл» художника — вместе с полотнами «Жница», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи». Тема крестьян была с детства близка Малевичу: он родился в 1879 году в Киеве, но рос в украинских селах. Его отец работал на сахароваренных заводах, расположенных вдали от города — семье приходилось подолгу жить в глубинке.
#26
На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками.
писал Казимир Малевич в автобиографии
#25
Он особо подчеркивал, что осознанно «остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе».
#22
#7
Малевич изобразил Косаря так, будто фигура составлена из простых геометрических форм: ноги и руки напоминают конусы и цилиндры, рубаха — трапецию. Поле тоже нереалистично: колосья выглядят как элементы орнамента; красный фоновый цвет совсем не похож на естественный вид травы. Чтобы понять идею картины, нужно разобраться, какую роль в творчестве Малевича играли французский кубизм и русская иконопись.
#9

Кубизм

#10
Кубизм зародился во Франции в начале ХХ века. Кубисты сочетали в картинах прямые и ломаные линии, нарушали законы линейной перспективы, дробили формы на простые фигуры. Первой в мире кубистической картиной часто называют «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо 1907 года.
#11
Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907. Нью-йоркский Музей современного искусства (Museum of Modern Art), Нью-Йорк, США
#12
Фигурки «девиц» будто высечены грубым инструментом: носы похожи на треугольники, руки и ноги выглядят как обтесанные бруски — с хорошо заметными гранями.
 
Дело в том, что кубисты не стремились копировать реальность. К началу ХХ века эту задачу успешно решила фотография. А художники пытались осмыслить мир иначе: они выявляли, какие базовые фигуры лежат в основе всех предметов. Считается, что на философию кубизма повлиял Поль Сезанн, утверждавший, что «Всё в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра…»
#13

Иконы

#14
К началу ХХ века реставраторы научились счищать потемневшую олифу с икон, не повреждая древние краски. Олифа — масляная жидкость, образующая на поверхностях пленку. В иконописи её использовали в качестве лака, но со временем она сильно темнела: покрытые ею святые образы становились едва различимы.
#27
Икона Артемия Великомученика. Живопись справа — под слоем потемневшей олифы. XVII век (правая половина — запись XIX века). Нижегородский государственный художественный музей.
#28
После расчистки, впервые за несколько веков, зрители увидели истинную красоту старинных икон. Авангардисты оценили этот особый художественный язык: для них было важно, что иконы тоже не стремятся подражать реальному миру — наоборот, они выявляют незримые, фундаментальные образы.
#29
#30
Лицо Косаря похоже на иконный лик. Для наглядности его можно сравнить с новгородским «Спасом на престоле с избранными святыми»: они схожи и красным фоном, и самой монументальностью образа.
#15
Спас на престоле с избранными святыми. Конец XIII-начало XIV в. © Государственная Третьяковская галерея.
#16
Связь картины с иконными образами подтверждают записи Малевича. О своих крестьянских полотнах он писал: «Сначала, в первом периоде, я подражал иконописи…»
#19
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%