Малевич К.С. Голова крестьянина. 1928-1929. Ж-9488.jpg
Казимир Малевич
Голова крестьянина. 1928–1929
#2
В 1977 году в собрание Русского музея в числе 18-ти произведений Казимира Малевича поступила картина «Голова крестьянина», исполненная в 1928–1929 годах.
Этот дар был сделан третьей женой художника — Натальей Андреевной (урожденной Манченко).
#13
Малевич К.С. Портрет жены художника.jpg
Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1933
#6
В конце 1910-х годов Малевич оставил живопись, полагая, что она, открыв супрематизм, исполнила свое предназначение и должна исчезнуть.
Пережив в конце 1920-х разгром возглавляемого им Государственного института художественной культуры (Гинхука), подвергнувшись аресту и затравливанию после зарубежной поездки, художник в 1928 году вновь обращается к живописи, находя в ней духовную опору в чрезвычайно тяжелой жизненной и общественной ситуации.
В этот период Малевич создает серию работ «второго крестьянского цикла», в которых идущая от супрематизма бесплотность и легкость соединяется с фигуративностью, для того, чтобы через цвет и форму воплотить новое ощущение пространства и человека в нем.
#12
5985_mainfoto_01.jpg
Малевич К.С. Голова крестьянина. 1928-1929. Ж-9488.jpg
Казимир Малевич. Голова крестьянина. 1928-1929
#14
Обращение к крестьянским мотивам происходит не случайно.
В своей автобиографии Малевич писал, что он всегда старался подражать крестьянам во всем — в одежде, в манерах, в еде. Ему нравились крестьянские дома, их вышитые одежды и раскрашенная утварь. Лики на иконах в его воображении ассоциировались с лицами крестьян.
Композиционной основой «Головы крестьянина», как и в раннем кубофутуристическом «Портрете И. В. Клюна» 1913 года, является древнерусская иконография.
Напряженность, грозность мужицкого лика, предстающего на фоне фриза из фигур крестьянок и разноцветных ленточных плоскостей вспаханного поля, вызывает в памяти суровый образ Спаса Ярое Око.
#15
Малевич К.С. Голова крестьянина. 1928-1929. Ж-9488.jpg
Малевич К.С. Портрет Ивана Васильевича Клюна.jpg
Спас «Ярое око». Конец XIV — начало XV века. .jpg
#17
Неслучайно Малевич говорил:
«Я понял крестьян через икону».
#16
Тревожный диссонанс вносят проносящиеся на фоне чернополосного неба самолеты — признак технического века, противостоящий традиционной деревенской культуре.
Малевич с детства воспринимал урбанистический мир, с машинами, фабриками и заводами как агрессивную и страшную силу противостоящую земле, полю, где работали крестьяне, вставая вместе с солнцем, помогая себе песнями.
#18
Казимир Малевич не сразу создал данную композицию, о чем свидетельствуют многочисленные авторские правки карандашом во время подготовительной работы, обнаруженные специалистами при исследовании работы в инфракрасном свете.
Find and download the «Paintings in Details» exhibition
Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
Subscribe to newsletter
We will send you the most interesting exhibition announcements each week
Subscribe
We're on social media
The most interesting exhibits, information for the professional community, etc.
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
Successfully subscribed
Enter a valid e-mail address
For technical support questions, please call +7 (495) 748–35-61 or e-mail: artefact@mkrf.ru