Архип Куинджи написал картину «Украина» в 1879 году. Украинские виды часто появлялись в его творчестве — он был родом из Мариуполя, и постоянно изображал родные мотивы. В этой работе Куинджи показал типичный украинский пейзаж: закат освещает верхушки кипарисов и маленькие хаты вдалеке. Мастер работал большими массами красок, не выделяя каждый отдельный листочек. Опустив мелкие детали, он сосредоточился на передаче именно световых эффектов.
#1
Архип Куинджи
Украина
#2
#3
Передвижничество
#4
Архип Куинджи жил в одну эпоху с Иваном Шишкиным, Василием Поленовым и другими известными пейзажистами. Все они были участниками Товарищества передвижных выставок. Передвижники бросили вызов Императорской Академии: художники отказались писать отвлеченно-прекрасные сюжеты по шаблонным схемам. В картинах на сюжеты из жизни они показывали тяжелую участь народа, а в пейзажах вместо «идеальных видов» Рима и Палермо изображали хмурое небо над русской глубинкой, лужи на дорогах, заросшие рощи. В период передвижничества Архип Куинджи формировался как пейзажист, много экспериментировал и искал собственный путь в искусстве.
#5
Особенность метода
#6
Дружба с передвижниками сформировала Куинджи, но известным он стал совсем по другой причине. Дело в том, что мастер страстно увлёкся именно физическими возможностями красок. В своих романтически-красочных пейзажах Куинджи стремился воссоздать эффекты освещения: он реалистично писал и лунный свет, и мягкое освещение заката в степи, и режущие глаз оранжевые блики на снегу. Ради этого он экспериментировал с составом красок и с техникой живописи.
#14
Архип Куинджи. Березовая роща. 1879. © Государственная Третьяковская галерея
#13
За 1870-е Куинджи добился очень реалистичного изображения свечения (особенно важны в этом плане картины «Березовая роща», «Вечер на Украине», «Украинская ночь»).
И в 1880-м году он представил ошеломленной публике «Лунную ночь на Днепре». В этой картине художник проявил весь накопленный опыт. В ход пошли и самостоятельно замешанные краски, и технические приемы их наложения: светлые участки Куинджи писал рельефными мазками, в темных местах оставлял глубокие царапины сухой кистью. Свет на выступах и в бороздках отражался по-разному, и это усиливало эффект мерцания. Так, умение Куинджи превращать краски в свет стало его фирменным знаком.
#7
Архип Куинджи. Украинская ночь, Лунная ночь на Днепре.
#8
Метод в полотне «Украина».
#9
В картине «Украина» 1879 года уже видна эта страсть к эффектам освещения. Это особенно заметно на контрасте с другой работой, представленной на выставке — в картине Василия Раева «Вид Рима» 1854 года показана схожая композиция: кипарисы темнеют на переднем плане, и архитектуру вдалеке освещает закатное солнце. Но если смотреть на обе картины с одинакового расстояния, видно, что Архип Куинджи изображает именно свет: его игру на верхушках деревьев, его усиленное отражение от белой штукатурки хат. В то время как Василий Раев сосредоточен на изображении архитектуры, и свет в его картине создан в соответствии с классическими правилами, без каких-либо экспериментов.
#10
Значение творчества в мировом искусстве.
#11
Архип Куинджи родился в начале 1840-х годов и прожил до 1910-го. Считается, что его опыты с освещением опередили время на полвека вперед. Илья Репин называл коллегу гением и «художником света». Сегодня работы Куинджи хранятся в разных странах как мировое достояние.
read morehide
Украина
Dimensions
46x36 cm
Technique
холст, масло
Collection
11
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share