Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Женский портрет

Dimensions
48,3x42,3 cm
Technique
холст, масло
Exhibition
4
Open in app
#1
Дейнека А.А.
Женский портрет
#2
Александр Александрович Дейнека — знаковая фигура в советском искусстве, активный участник драматических трансформаций отечественной художественной культуры 20 века: яркий представитель социалистического реализма, не обошел вниманием и новые течения в искусстве, стоял у истоков отечественного дизайна, старался не потерять нить преемственности, искал связи с мастерами прошлого. Он вошел в художественную жизнь 1920-х годов как график, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916—1917). Свои первые работы Дейнека выстраивал, опираясь на лекции по композиции Владимира Фаворского, на ту теоретическую базу, которая сложилась у него во время учебы во ВХУТЕМАСе с 1921 по 1925 год. 
#12
Дейнека 1920-30-х годов — это постоянный поиск. Поиск своего стиля, в чем-то очень графичного, в чем-то — оглядывающегося на современные тенденции — на конструктивизм и кубизм. Это поиск новых решений, новых разрешений и исключений к базовым устоявшимся законам композиции. Это переворачивание приемов старых мастеров на новый лад, в новой стране, новом времени. Он вообще многое упрощал и отбирал. Это был большой композиционный опыт. Он был первооткрывателем, «компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок». Отчасти, повлияло его работа фотографом в Курском угрозыске в между 1918 и 1920-м, отчасти, новые темы диктовали новые формы изображения, отчасти, а возможно, самое главное — общее стремление искусства того времени к кардинальному переделу изобразительного языка. 
#8
Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», увидевшее свет 23 апреля 1932 г., определило официальный курс изобразительного искусства. Курс, взятый на соцреализм, не предполагал разнообразие модных «измов», пришедших из Европы, и вообще останавливал всякие поиски новых форм. Но до этого момента художественное сообщество пробовало всё, это было время перемен и исканий. Будучи студентом, Дейнека так отзывался о своих собратьях по кисти:
#5
Молодежь дискутирует о судьбах завтрашнего искусства. На веру принимают самые сногсшибательные «измы», тут же в них разочаровываясь. В классах присыпают на цветные холсты опилки и песок, раскрашивают квадраты и круги, гнут из рельсового железа всякие объемы…
Дейнека А.А.
#6
Явные черты кубизма и конструктивизма, слом форм и линейно-пространственные конструкции можно легко отметить в «Женском портрете» — очень выразительный образ, яркий по силе воздействия на зрителя. Лицо больше натуральной величины распластано по плоскости холста. Этот прием «жесткого вписывания изображения в границы плоскости был весьма характерен для Дейнеки». Превалирование тонового решения над цветовым давало повод для критики, на что Дейнека отвечал:
#7
Я думаю, что наше время по существу более графическое, чем живописное. Это определяется всем строем нашего быта, всем строем нашей жизни, всеми предпосылками новой архитектуры, техники…
Дейнека А.А.
#13
«Графичность» Дейнеки здесь ярко выражена: черный и белый, редкие цветные пятна, контур, деформация объема — фактически карикатура, но с неистребимым и очень ценным налетом того времени. С одной стороны — аналогия с искажениями фотографии, сделанной с близкого расстояния, с другой — символика, декоративность, условность уходящего модерна.
#3
#11
Картина обнаруживает сходство с двумя мелкими графическими листами из собрания галереи, датированные 1921 годом — времени ученичества во ВХУТЕМАСе. Первая — выполнена карандашом, использованы тушь, перо. Изображена женщина, с характерной гримасой на лице, сидящая на лавке. Гротеск. 
#10
Вторая — линогравюра, женское лицо немолодой женщины со схожими чертами, вписанная в узкие рамки почти равностороннего прямоугольника. Отмеченные сходства позволяют датировать живописный «Женский портрет» тем же 1921 годом. Кстати, эти два графических листа и станковая картина — пример творческого метода. Перед нами характерный для Дейнеки путь последовательного развития идеи — от зарисовки до картины. 
#9
Как и несколько других работ, «Женский портрет» имеет своего «двойника» — современную картину, исполненную в традициях Казимира Малевича, представляя собой ту же композиционную схему. Такие пары создаются в рамках многолетнего проекта галереи ЭТОНЕМАЛЕВИЧ и нацелены на то, чтобы не только лучше понимать язык Малевича, но и помочь зрителю увидеть красоту структуры, равновесие цветовых пятен, ритмы объемов оригинальной картины-первоисточника. Александр Дейнека в 1920-30-х годах испытал влияние новаторских тенденций, авангардных течений, но все же остался в русле реалистической традиции. Картина-двойник — это фантазия, предлагающая поразмышлять о том, как могли бы выглядеть картины Александра Дейнеки в альтернативной реальности, где победил бы супрематизм.
© М.Д.
#14
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Женский портрет

Dimensions
48,3x42,3 cm
Technique
холст, масло
Exhibition
4
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app

Alexander DeynekaCollection

Бег с препятствиями
Бег с препятствиями
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Пионер
Пионер
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Здоровый дух требует здорового тела
Здоровый дух требует здорового тела
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
В воздухе
В воздухе
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Два наброска фигур парашютистов. Часть 2
Два наброска фигур парашютистов. Часть 2
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Футболист
Футболист
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет К.А. Вялова
Портрет К.А. Вялова
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Обнаженные натурщицы
Обнаженные натурщицы
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Итальянский мотив
Итальянский мотив
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Стройка. Эскиз росписи плафона к станции метро
Стройка. Эскиз росписи плафона к станции метро
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Осенний букет
Осенний букет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Натурщица со связкой гранат
Натурщица со связкой гранат
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Пионер
Пионер
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Футболист
Футболист
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Осень
Осень
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Деревенские ребята
Деревенские ребята
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет архитектора Милёшиной
Портрет архитектора Милёшиной
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Автопортрет
Автопортрет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет архитектора Милёшиной
Портрет архитектора Милёшиной
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Беседка
Беседка
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%