Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#2
Ранние этюды любого художника всегда интересны и позволяют рассмотреть зарождающиеся элементы стиля, стадии развития будущего таланта, основы творческого метода.

Отец Дейнеки считал профессию художника несерьезным делом, поэтому Александр поступает в железнодорожное училище, одновременно посещая студию, организованную курскими художниками М. Якименко-Забугой, В. Голиковым и А. Полетико. Знакомится с работами членов Товарищества курских художников, таким образом приобщаясь к художественной жизни, к традиционному искусству и современным течениям в живописи в их «губернском» преломлении. Первые рисовальные навыки были значительно расширены в Харьковском художественном училище, где Дейнека учится с 1915 по 1917 год у М. Пестрикова и А. Любимова. 

Считается, что подобные цветные этюды относятся к этому периоду обучения или были выполнены Дейнекой сразу по возвращении в Курск.
#9
Сад Общественного клуба. г. Курск. Фотография начала XX века
#8
С 1918 по 1920-й год Дейнека снова в Курске. Происходит накопление жизненного материала и профессиональных навыков. Он работает фотографом в курском угрозыске, оформляет агитпоезда, руководит секцией изобразительного искусства в губернском наробразе, служит в Красной Армии, рисует плакаты для «Окон РОСТА», оформляет более двадцати театральных постановок.

Стиль А. Дейнеки меняется. Его крупные живописные работы уже тяготеют к графике, цвет почти совсем пропадает. Это хорошо заметно в некоторых его работах времен ОСТа и даже в его широко известной «Обороне Петрограда» 1928. Действительно, казалось, в живопись им были перенесены чисто графические приемы: скупой цвет, открытый черный и белый. И этот белый зачастую представлял собой нетронутый грунтованный холст. Явная линия, иногда тончайшая, иногда превращающаяся в жирную, активную, как от разного нажима пера. Пятно, часто имитирующее расплывшуюся тушь. 

Силуэты, контрасты, конструкции, напоминающие линии построения, даже непривычная для живописных работ обводка по краю картины. За такую графичность художника ругали.
#4
Трансформация стиля от «живописного» к «графическому»
#10
Подобные ранние этюды доказывают, однако, что построение картины на основе гармоничных цветовых сочетаний было Александру Дейнеке хорошо известно. Представления об усилении и смягчении яркости очевидны. Использование комплементарных (дополнительных) цветов круга Иттена усиливает яркость, а близлежащих цветов — гасит её. 
#12
Пример дополнительных и близлежащих цветов на цветовом круге
#11
Используя голубой и теплый желтый, красно-коричневый и зеленый художник получал желаемые яркие контрасты солнечных бликов, добивался ощущения сиюминутного состояния природы. 

С этой точки зрения характер подобных этюдов вполне укладывается в русло импрессионизма, однако, некоторая завышенная стилизация, большее обобщение относят зрителя к другому витку искусства — постимпрессионизму. Несмотря на то, что постимпрессионизм является стилем «после импрессионизма», в какой-то момент оба они существовали параллельно и влияние одного и другого на ученические искания девятнадцатилетнего А. Дейнеки вполне объяснимы. 
#7
Импрессионизм (фр. impressionnisme ← impression «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Основой импрессионистического метода, является восприятие и изображение объектов не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени.

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных течений в европейской живописи начиная со второй половины 1880-х годов до начала XX века. Художники этого направления отказывались изображать только сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.
© М.Д.
#13
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app

Alexander DeynekaCollection

Натурщица
Натурщица
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
В оккупации
В оккупации
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Hockey
Hockey
Murmansk Regional Art Museum
Осень
Осень
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Футболист
Футболист
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет К.А. Вялова
Портрет К.А. Вялова
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Sevastopol Defense
Sevastopol Defense
The State Russian Museum
Портрет молодого инженера
Портрет молодого инженера
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Обнаженная, закинувшая руки за голову
Обнаженная, закинувшая руки за голову
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Натурщица со связкой гранат
Натурщица со связкой гранат
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Вагонетки в Донбассе
Вагонетки в Донбассе
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
A Windy Day
A Windy Day
I.Ya. Slovtsov Museum Complex
Пионер
Пионер
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Женский портрет
Женский портрет
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Обнаженные натурщицы
Обнаженные натурщицы
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Бег с препятствиями
Бег с препятствиями
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Итальянский мотив
Итальянский мотив
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Осенний букет
Осенний букет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Осенний букет
Осенний букет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Две фигуры
Две фигуры
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%